- Привет! - от этого голоса внутри всё сжалось, нервы напряглись.
- Привет.
Я спокойно сидела и читала книгу на диване, а теперь... Шура села рядом. Как же страшно! Почему мне страшно, спросите Вы? Потому, что у Шуры шизофрения и у неё, видимо, снова обострение. Шура это дочка нашей дальней родственницы, седьмая вода на киселе, но наши семьи близко общаются. Их семья это старшая сестра тётя Ира, вдова, врач, младшая сестра Алёна, никогда не была замужем и кто она по профессии даже не знаю и Шура - 24-летняя дочка тёти Иры. Когда у Шуры обострения, она то любит, то ненавидит тётю и мать по очереди. Дома с ней сидит тётя, следит за ней, но иногда Шуре удаётся убежать. И она прямо в халате или платье, в тапочках, один раз осенью босиком, приходит к нам. Зачем? А это третий поворот: в такие моменты она ненавидит и свою маму и тётю и просит мою маму, которой всего 34 года удочерить её. Хорошо, если она приходит в выходные, тогда родители быстренько звонят т. Ире или Алёне, те приходят, делают Шуре укол, и папа их отвозит домой.
Но это кажется, что всё просто, укол и всё! Это просто, когда Шура спокойно реагирует на своих родных, а в моменты агрессии мой папа и сосед, оба высокие и крепкого телосложения мужчины, не могут её удержать.
Шура. Если бы не болезнь. Она высокая, спортивного телосложения (глядя на неё, можно подумать, что она плавчиха или волейболистка. Из-за роста и широких плеч), у неё правильные крупные черты лица, копна чёрных вьющихся волос и чёрные бездонные глаза, в которых даже не видно зрачка. Эти глаза меня и пугают.
Говорят, глаза - зеркало души. Я же стараюсь не смотреть Шуре в глаза, в них ничего нет, никаких эмоций. Её взгляд, как у куклы, пустой, тяжелый и пристальный. Этот взгляд я чувствую сейчас, когда она села рядом. Её почему-то всегда тянет ко мне, даже в спокойные периоды. Да, она в эти периоды спокойна, хотя и не осознаёт реальность до конца. Но даже в комнате полной народа она садится и безотрывно смотрит только на меня, пока её внимание не отвлечёт кто-нибудь специально. И мне от этого жутко.
Представьте, вот Вы сидите в комнате, много родных и близких, все что-то обсуждают, беседуют, пьют чай. Заходит высокая девушка, вокруг бледного лица взлохмаченные черные кудрявые волосы, большие чёрные, словно ночь глаза. Она садится на свободное место именно так, чтобы Вы попадали в поле её зрения и пристально смотрит на Вас пустым, отсутствующим взглядом. Не двигаясь, не реагируя ни на что вокруг, по-моему, даже не мигая. Уютно? Нет, нет, нет и ещё раз нет. Тем более, когда вам всего 13 лет!
И вот сейчас, она пришла в будний день, когда дома только я и моя 60-летняя бабушка. В таких случаях бабуля звонит её родным и папе, чтобы срочно приехали. Она старается отвлечь Шуру разговорами от меня, но это не действует, Шура не реагирует. А я? А я сижу и боюсь пошевелиться, сказать что-то лишнее или, наоборот, не сказать. Я не знаю как она поведёт себя в ту или иную минуту. Пытаюсь успокоить себя, напоминая самой себе, что такие люди, как Шура, очень хорошо чувствуют эмоции других. Но как? Как, скажите мне, можно успокоиться, если она всегда пытается сесть вплотную ко мне и неотрывно смотреть?!
- Что делаешь? - голос у неё глубокий, ровный.
- Читаю.
- Ммм. Ты отличница.
- Нет, "хорошистка", - стараюсь, чтобы голос звучал спокойно, не дрожал, не выдавал мой страх.
- Я отличница, закончила школу с золотой медалью. Мы похожи.
Что на это ответить? Какой "похожи"? Я невольно посмотрела на неё. Зачем? Она улыбалась, но глаза оставались пустыми, словно манекен с нарисованной улыбкой. Что там внутри этих чёрных, бездонных глаз, в которых даже не различить зрачок? Разве могут быть такого цвета глаза у человека? А её чёрные взлохмаченные волосы и бледное лицо?
- Да, похожи, - пришлось согласиться.
- Ты - Шура, и я - Шура.
Ненавижу имя Шура, меня так никогда не называют, я - Саша, Александра, папа зовёт Алекс.
- Мы обе хорошо учимся.
Она замолчала. О чём она сейчас думает, неотрывно глядя на меня? Ей ничего не стоит сломать мне шею или руку, как веточку.
- Да, похожи, - словно робот повторила я.
- Я играю на пианино, - пауза, - Ира заставила учиться играть. Но теперь я не играю, не хочу.
Да, из-за пианино Шура, можно сказать, и стала такой. Она, действительно, окончила школу с золотой медалью, отлично играла на пианино. После экзаменов они классом собрались у кого-то на квартире, были и некоторые родители. Что-то вроде выпускного. И кто-то попросил Шуру сыграть, пианино, как на зло было в квартире. Шура красивая девушка, отличница, музыкантка, завидная невеста... была.
Вот она сидела в красивом летнем платье, играла на пианино. Чья-то мама несла в этот момент чайник с кипятком, запнулась и случайно уронила кипяток ей на колени. Это ужасно даже представить! После этого случая у Шуры и развилась шизофрения. То ли болезнь сидела глубоко внутри, а это происшествие дало ему толчок. То ли психика Шуры не выдержала шока и боли.
Она застряла, застряла в 17-летнем возрасте, в том времени. Она не понимала, что ей уже 24 года. И это страшно. Поэтому после слов про пианино, я взглянула на неё, она уже не улыбалась, но продолжала пристально смотреть на меня. Бабушка давно вышла из комнаты, скорее всего позвонить родным на счёт Шуры. Позвонила она? Скоро они приедут?
- Мы похожи, - повторила Шура, - как сёстры. Только ты меньше ростом.
Шура потянула ко мне руку, внутри всё сжалось, ты словно на мину наступаешь и боишься шевельнуться. Или ты перед змеей, хищником, одно движение и ты - труп. Она провела рукой по моим волосам.
- И волосы у тебя не такие, гладкие и красивые.
- У тебя тоже волосы красивые , -я постаралась её задобрить.
- А можешь уговорить свою маму удочерить меня? Мы будем сёстрами по-настоящему.
Что мне на это отвечать? Здесь каждое слово может стать фатальной ошибкой. И почему все родные часто меня оставляют наедине с ней? Даже сейчас? Бабушка где-то запропастилась! Они постоянно оставляют нас вдвоём. Думают, что я действую на неё успокаивающе? Может и так, в мою сторону она никогда не проявляла агрессии. Но мне от этого не легче.
Да скоро там кто-нибудь уже появиться? Мои нервы уже на пределе, мышцы затекли, я старалась не шевелиться. Почему она всё время лезет ко мне? Я же подросток, подросток. Но и она себя считает подростком! Конечно! Как она может общаться со взрослыми, если думает, что ей 17 лет?!
Господи! Придите скорее! Главное не показывать свой страх, стараться вообще никак не реагировать, смех, радость, тоже могут вывести её из себя.
- Я хочу пить, Шура, будешь пить? - я медленно встала с дивана, налить себе воды из графина на тумбочке. Хоть как-то отвлечься, размяться, может и она отвлечется от меня?
- Нет, не хочу.
Она так и осталась сидеть в пол оборота ко мне, даже не шелохнулась, а её взгляд всё также следил за мной, не отрываясь. Как же это жутко! По-моему, встретить привидение не так страшно, чем этот взгляд чёрных, пустых глаз. Я попила, взяла книгу и села немного подальше от неё. Она вновь придвинулась вплотную.
- Мы похожи.
Опять!
- О, Шура, вот ты где! С Сашей болтаешь?
Это пришла, наконец, её мама, тётя Ира. Но как Шура отреагирует на неё? Вдруг проявит агрессию? Но Шура никак не отреагировала, даже не повернулась в её сторону. Т. Ира пошла по коридору в другую комнату. Почему она ушла и куда? Может ждать папу или поговорить с бабушкой? Она предполагает, что своим присутствием может разозлить дочь?
- Пришла, - голос Шуры стал более низким, - сейчас опять колоть будут. Тебе хорошо, тебя не колят.
А с чего меня должны колоть? Шура наклонилась к моему уху (как мне только удалось не дёрнуться?) и зашептала:
- Она мне не мама! Ненавижу её! (она часто так говорила во время обострений).
- Ну, Шура! Она твоя мама, любит тебя.
- Мы похожи. Только тебе уколы не делают. Потому, что я иногда понимаю, что мне не 17, а ты - нет.
- Шура, хватит, поболтала, пора идти к себе. Скажи Саше "Пока".
Т. Ира взяла Шуру под руку и повела в коридор, наверное в другую комнату делать укол. На полпути Шура повернулась ко мне:
- Пока! Но Тссс! - она приложила палец к губам.
Фух! Полегчало! Мне 13 лет! 13! Я провела рукой по волосам, шрам. Старый шрам... Школа, опаздываю, проезжая часть, бег, сигнал машины, визг тормозов, удар... Мне 13 лет.
#шизофрения
#страх
#взгляд
#черные глаза
#обман