Сегодня я хотел обратить ваше внимание на еще один важный и практичный аспект практики, который больше про практику в жизни, а не практику в медитации. Как ни крути, даже если вы медитируете целый час, то у вас остается еще 23 часа, когда вы просто живете.
Я помню, после одного из своих первых ретритов я пришел на собеседование к учителю. Я был очень вдохновлен, у меня были глубокие медитации на том ретрите. И сейчас я понимаю, что я был очень в умонастроении жадности по отношению к медитации. В отношении медитации мы же тоже можем быть жадинами – мы хотим больше, мы хотим глубже, мы хотим-хотим-хотим. И я пришел к учителю после ретрита как раз чтобы спросить, как мне дальше прогрессировать в практике, может он даст мне какую-то секретную технику или что-то в этом духе. На что он сказал мне – он был очень практичный учитель, не монах, очень мудрый, взрослый мужчина – «Ты знаешь… да не надо ездить на ретриты слишком уж часто. Может быть один раз год – достаточно. Но важно в течение оставшегося года тоже практиковать. И практиковать не только медитацию – этого мало. Надо практиковать 10 парамит». И это впервые, когда я познакомился вообще с этим понятием – 10 парамит. 10 духовных качеств, 10 духовных совершенств, которые надо развивать.
Духовное развитие - это не только медитация
Говорится что развитие этих качеств — это создание предпосылок, благоприятных условий для нашего духовного развития. Мы живем в кармическом мире. Простыми словами это означает что здесь – в этом мире – ничего не происходит просто так. На все есть причины. Вы не можете просто так духовно развиться, но вы можете создать причины, которые будут благоприятные, которые будут способствовать, возможно, ускорять, возможно не мешать вашему духовному развитию.
Это очень важное осознание, которое он тогда заложил в мою голову – что помимо самой практики медитации есть еще практика жизни и это огромный потенциал для развития этих качеств. Потому что те качества – 10 парамит – и мы обязательно с вами в последующих занятиях будем подробно разбирать каждое из этих качеств – их легче всего, их проще всего практиковать не в медитации, а в жизни. Опять же, потому что жизнь это 23 часа, а практика — это один час или даже меньше.
Качество, которое будет способствовать вашей практике
Cегодня я хочу обратить ваше внимание на одно из качеств, которое очень благоприятно, которое будет способствовать вашей духовной практике, вашему развитию, первое, собственно, из этих десяти парамит — это качество называется «Дана». Дана. Мы свою дочку тоже назвали Дана, чтобы напоминать себе об этом в качестве. «Дана» переводится как «щедрость», как «развитие умонастроения щедрости», «отдавание», «служение», «бескорыстие».
Неслучайно этот список 10 парамит начинается именно с Даны. Почему? В целом, все хотят изменить свою жизнь, все хотят трансформировать свою жизнь, выйти на новый качественный уровень жизни, и… как мы можем это сделать?
Несколько очень простых вещей:
– Первое – надо заниматься очищением сознания. Это то, собственно, чем мы занимаемся в медитации.
– Второе – вести нравственный образ жизни, придерживаться определенных нравственных принципов жизни.
– И третье – делать добрые дела.
По большому счету все изменение жизни сводится к этим трем пунктам: очищать сознание, делать добрые дела – не делать злых дел, соответственно – практиковать нравственный образ жизни. И говорится что из этой троицы, самое несложное, самое простое — это делать добрые дела – это практиковать щедрость и отдавание. Это то, что доступно по большому счету всем нам. Гораздо сложнее практиковать медитацию. Гораздо сложнее вести нравственный образ жизни.
Неслучайно именно с Даны начинаются 10 парамит. Говорится что это первое с чего надо начинать духовное развитие — это создание правильных предпосылок для последующего продвижения на пути. Это закладка хорошего, правильного фундамента. Поэтому в той традиции, в которой мы практикуем, очень важно развивать умонастроение щедрости.
Важное осознание, к которому мы приходим в процессе практики – возможно кто-то из вас уже это начал замечать в своей жизни – что все что мы делаем, в первую очередь влияет не на внешний мир. В первую очередь это влияет на нас самих. Мы, по сути, живем в уме. Подумайте об этом. Мы живем в своем уме. Нет никакого внешнего мира — это все наш внутренний мир. И наше внутреннее пространство ума может быть очень разное.
У кого-то это жутковатое, мрачноватое подземелье, где булькает какая-то вода, бегают мыши, ползают змеи и очень жутко и страшно там жить, находиться. У кого-то ум настолько чистый, настолько ясный, что он живет во дворце – в красивом дворце с ухоженными газонами, парками.
Когда мы что-то делаем, мы в первую очередь оказываем влияние на пространство своего внутреннего мира. Все что мы делаем – и хорошее, и плохое – оно никуда не девается. Оно все остается как отпечаток на нашем уме, и это то, что продолжает жить в нас, быть с нами. Когда мы делаем что-то по-настоящему хорошее, по-настоящему красивое и значимое — это преображает наш внутренний мир. Это то, что делает нашу жизнь более гармоничной, более спокойной, более умиротворенной. Потому что мы вновь и вновь вспоминаем про то хорошее что мы сделали и вспоминая об этом, мы возвышаем свое сознание, мы чувствуем себя хорошо.
Обращали внимание что, когда мы делаем что-то хорошее – мы чувствуем себя хорошо? Это та причина почему дарить подарки приятнее чем их получать. Потому что, когда ты даришь подарок, ты в первую очередь себе этот подарок даришь. Ты возвышаешь свое сознание.
Ну и наоборот, когда ты делаешь что-то злое – ты в первую очередь причиняешь страдание сам себе. Если ты кого-то ударил, если ты сделал что-то по-настоящему плохое… в конечном итоге через какое-то время синяки человека заживут, но они останутся в твоей собственной жизни в виде воспоминаний, в виде этого отпечатка в твоем уме. И будут проходить годы, и ты будешь неизбежно помнить, вспоминать про то, чего лучше не стоило бы делать. Это будет отравлять твою собственную жизнь.
Это важнейшее осознание, на самом деле революционное – что все что мы делаем, мы в первую очередь делаем в отношении самого себя. Да, наши действия направлены на внешний мир, но мы – главные выгодоприобретатели всего хорошего что мы делаем, и мы главные жертвы всего плохого что мы делаем. И именно в этом контексте надо понимать развитие умонастроения щедрости.
Я думаю, вы все уже знакомы с подходом, когда не берется какая-то фиксированная оплата, нет никакой платы, нет никакой стоимости, но предлагается сделать свободное пожертвование, оставить donation. И многие люди – они не понимают красоту и глубину этого инструмента. Я хочу вам объяснить для того, чтобы вы понимали, о чем тут речь на самом деле. Вот смотрите: этот инструмент призван в человеке, в вас стимулировать умонастроение щедрости.
Когда вы просто что то оплачиваете, это не приводит к культивации умонастроения щедрости
Обратите внимание, когда вы просто что-то покупаете, просто оплачиваете какие-то счета – счет за электричество или за сотовую связь, или хлеб в магазине — это не приводит к культивации умонастроения щедрости. Вы находитесь в своем обычном умонастроении, вполне возможно довольно потребительском – я заплатил, мне должны. Тут нет никакого возвышения сознания.
Donation – это отличная возможность культивировать внутри себя умонастроение щедрости. Потому что когда вы оставляете donation, когда вы делаете пожертвования — это всегда ваша свободная воля. Вы делаете это намеренно. Именно намерения порождают карму. За каждым действием стоят намерения. И по большому счету это приглашение сделать хорошее, доброе дело и создать правильное умонастроение.
Меня часто спрашивают — это чаще бывает в контексте ретритов – «Как понять, сколько правильно оставить по окончанию ретрита?». И я пытаюсь донести до людей простую вещь: оставьте столько, чтобы… опять же тут важно понять: вы, делая donation (пожертвование), в первую очередь делаете его для себя. Не для человека, не для организации, не для благотворительного проекта. Вы первые получаете плоды вашего действия, потому что оно влияет на ваше собственное умонастроение. Поэтому оставьте столько, сколько активирует в вас это умонастроение щедрости. Это очень просто на самом деле.
Ну смотрите, у вас, бывало, такое что вам на кассе в магазине выдавали сдачу копейками – копейка, 5 коп., 10 коп.? «Извините, нет у нас других» — вот вам целый мешочек металлических денег. Было такое что вы говорили: «Ой, оставьте». Ну по сути вы сделали пожертвование.
Или рядом с кассой стоит бокс – помощь животным, детям – и вы небрежно эти копейки туда кинули и тут же об этом забыли. По факту вы совершили пожертвование, но сумма этого пожертвования была настолько крошечной, что это совершенно никак не изменило ваше состояние сознания. Это не возвысило вас. Это не то, о чем вы будете вспоминать спустя неделю, спустя месяц.
Смысл пожертвований заключается в том, что вы делаете что-то что для вас значимое, о чем вы потом можете вспомнить.
Вот смотрите, друзья: год назад – даже уже больше года прошло – я сделал пожертвование больше 1 000 000 на окончание строительства ретритного центра своего учителя. И я до сих пор об этом вспоминаю. Это что-то что до сих пор возвышает мое сознание, хотя прошло уже больше года. Но это что-то что греет мое сердце. Это что-то что делает мой внутренний мир красивее. Это главная причина почему мы занимаемся благотворительностью, почему надо заниматься благотворительностью.
Я каждый месяц сам занимаюсь благотворительностью. В частности, помогаю одному проекту, который кормит обездоленных людей. Зачем я это делаю? В первую очередь, потому что я чувствую, что это возвышает мое сознание. Это то, что мне самому нужно в первую очередь. Вот что важно понять – мы делаем добрые дела в первую очередь, потому что нам самим это крайне нужно для того, чтобы очищать свое сознание, для того чтобы возвышать его.
Поэтому-то сколько… ну у всех разные возможности, у всех разные ситуации, положения. Столько, сколько в вас возвысить сознание, то, о чем вы сможете вспомнить, улыбнуться и почувствовать «Я – хороший человек! Я – достойный человек!».
Как делать пожертвования?
Очень важно, когда мы делаем пожертвование – делать его из правильного умонастроения, осознавая намерения, с которыми вы делаете пожертвование. Самое хорошее намерение — значит так: «Пусть этот дар создаст причины и условия для духовного развития других людей и меня самого». Поэтому, когда вы будете делать пожертвование, вы можете про себя сформулировать это намерение, почувствовать, что через это – через ваш добрый поступок – вы создаете причины и условия для духовного развития других людей, и для вас самих, разумеется, тоже.
Развитие умонастроения щедрости — это первое качество из 10 парамит. Опять же говорится что это самый простой способ накопить благочестие. Занятия духовной практикой, духовное развитие — это что-то… для чего нужно созреть. Созреть в том смысле, что это великая удача вообще – заниматься практикой медитации. Это величайшая удача в жизни. Это пик карьеры в Самсаре. И задайте себе вопрос: «А где остальные – сколько там уже? 7 или 8 млрд. людей – почему они не практикуют медитацию?».
Не у всех есть достаточный уровень хорошей кармы, благочестия для того, чтобы в первую очередь возник интерес. Не всем это интересно. Не все видят ценность. Не все понимают зачем очищать сознание. 5 омрачений очень сильны – увлечение, отвращение, сомнение, беспокойство.
Но важно понять, что если у вас хватило благочестия для того, чтобы вступить на этот путь, для того чтобы познакомиться с практикой – вам нужно работать над пополнением вашего благочестия, для того чтобы продвигаться дальше. И щедрость — это самое простое, самое практичное как можно пополнять запасы своей хорошей кармы.
В общем, друзья, я надеюсь, что вас вдохновил.
Те, кто понимает как устроены законы кармы – и мы, кстати, в следующих статьях будем разбирать законы кармы тоже, но забегая вперед: когда мы проявляем щедрость, когда мы внутри себя культивируем умонастроение щедрости, то нам открываются новые возможности, наше благосостояние растет. Не было еще ни разу – в моей жизни, в моем личном опыте – чтобы я дал от сердца и у меня убыло. Такого никогда не происходит. Ты даешь, и к тебе приходит. К тебе приходит в разы больше. Иногда это выражается не в деньгах, иногда это выражается в каких-то возможностях в твоей жизни, которые раньше ты даже не подозревал что они тебе возможны.
Если вам интересно как именно это работает, то я могу объяснить. Смотрите, каждый из нас за эту жизнь, и за прошлые жизни, накопил много кармических семян, смешанных семян. Каждый из нас делал что-то хорошее, доброе, светлое и чистое. Каждый из нас делал неминуемо что-то из умонастроения неосознанности, жадности, ненависти – что-то плохое. И эти семена – они же не дают плоды сразу, моментально. Они все лежат в мешке, в семенном банке и ждут своего часа, чтобы проявиться в нашей жизни. И всходят те семена, и тогда, когда возникают подходящие условия.
Своими текущими действиями мы не только сеем новые семена, но мы создаем условия для произрастания тех семян, которые уже у нас есть. И умонастроение щедрости – когда мы отдаем, когда мы проявляем бескорыстие, когда мы служим другим людям — это создает условия для роста хороших семян, которые у нас уже есть. И вдруг, откуда ни возьмись, наша жизнь преображается и расцветает: открываются новые двери, приходят новые возможности. Мы выходим на другой уровень своей жизни. Почему? Потому что мы сами создали правильные условия для всхода самых лучших семян, которые у нас есть. Это действительно так работает. Что же, вы можете сами в этом убедиться, вы можете сами проверить.
Друзья, наши занятия по медитации продолжатся. И я провожу эти занятия, потому что для меня самого это возможность возвысить мое сознание. Я чувствую себя очень хорошо, когда я делюсь этими знаниями. Я чувствую, что это наполняет мое сердце. Я чувствую, что это возвышает мое сознание.
Благотворительность – это же не только деньгами. благотворительность – и на самом деле самая высшая благотворительность – это когда мы делимся своими знаниями. Поэтому я и впредь буду записывать уроки по медитации. Это то, что возвышает мое сознание. Это мое служение. Это моя благотворительность. Поэтому я с вами не прощаюсь. Мы продолжим практиковать Випассану, мы будем говорить на много разных интересных тем. И я надеюсь, что вы со мной. И я надеюсь, что вы продолжите этот путь.
Поэтому до следующего занятия! И сегодня у вас есть возможность практиковать щедрость – для себя в первую очередь, для возвышения своего сознания. Увидите сами как это отразится на вашем настроении, на вашей жизни.
Благодарю! Благодарю. Благодарю и до встречи!