Представим себя за школьной или университетской партой. Преподаватель дает нам задание: «Возьмите лист бумаги, разделите его линией на две части, на две колонки. В первую колонку выпишите характеристики, которые у вас ассоциируются со словом “святой”, а во вторую со словами “хороший человек”…» У каждого, конечно, получатся свои списки, но вот в чем я почти уверен в первой колонке не будет слова «человечный», а второй колонке оно обязательно будет. И это естественно, ведь от святого мы ждем не человечности, а богоподобия, в то время как хороший человек — это просто homo sapiens высшего сорта. Логично? Логично.
И все-таки нет, в христианском богословии, когда слишком логично, возникает подозрение: не от лукавого ли эта логика? Действительно, вера и ее практическое осуществление, то есть святость не просто предполагают человечность, но и сами являются ее гарантией.
Христос называется не только Богом, но и совершенным человеком. А совершенный человек — это, разумеется, тот, кто в полной мере соответствует собственной природе, то есть в полной мере человечечен. Конечно, это немного иная человечность, чем та, о которой говорят в мире. Человечность — это не значит быть добреньким, покладистым, обходительным, договороспосоным, не замечающим греха и ошибок. Быть человеченым значит соответствовать замыслу Божиему о человеческой природе, то есть — напомню! — о собственном образе. Быть образом Божиим для человека означает быть совершенным как Отец Небесный и его сущностный образ, то есть Сын. Быть человечным значит искать свободы от страстей и греха, значит любить ближнего как самого себя. Как говорит епископ Афанасий (Евтич), «Созидание человека в подлинной человечности — это мучительное рождение и возрождение человека, подлинный крест и распятие ветхого человека в нас, но и воскресение в нас нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его. Посему в Православии человечность — это самый настоящий подвиг, а достижение человечности — подлинное подвижничество».
И вот тут оказывается, что все это невозможно без веры и движения к Богу. Парадокс: я движусь к Богу, потому что являюсь человеком, но настоящим человеком я могу стать только двигаясь к Богу. Такая вот духовная диалектика.