Найти тему

Ребёнок отстает в старших классах: как догнать программу

С переходом в среднюю и старшую школу меняется не только программа, но и сам ребёнок. Разбираемся, как помочь ему в случае, если он отстаёт.

Сложности в обучении всегда являются стрессовым фактором как для самого ребенка, так и для его родителей – особенно, когда речь идет о старших классах, где ответственности и задач становится все больше. Как определить причину отставания и помочь подростку справиться со школьной программой, разбираемся вместе с Евгенией Кармановой, методистом Домашней школы «ИнтернетУрок».

Поиск причины

Важно понимать, что подросток в это время проходит очень сложный период жизни. В старшей школе родителям и другим близким важно вместе с ребёнком (а не вместо него) выстроить модель преодоления трудностей. В подростковом возрасте умение близких взрослых слушать и слышать ребёнка выходит на первый план. Именно с этого и стоит начать.

Затем необходимо найти причину происходящего. Отставание в программе может быть связано как с высокой степенью учебной нагрузки, так и с неблагоприятной обстановкой в семье или внутренними изменениями, происходящими в организме подростка. В целом можно выделить следующие возможные причины:

  • Снижение мотивации на фоне уже имеющихся неудач
  • Проблемы социальной адаптации (сложности в установлении контакта с одноклассниками, учителями)
  • Неблагополучная обстановка в семье, конфликты с родителями
  • Сильная психологическая напряженность, связанная с ростом нагрузки и ответственности, а также с гормональными изменениями организма
  • Завышенные ожидания со стороны близких, неконструктивная критика
  • Неумение организовать учебный процесс; отсутствие навыка учиться

Очень часто бывает и так, что сразу несколько причин приводят к проблемам с успеваемостью – например, сложности в общении с одноклассниками или конфликты с учителями провоцируют стресс и напряженность, в результате чего страдает и качество обучения.

Как решить проблему?

1 этап: обсуждение

Обсудите ситуацию с ребенком. Это – достаточно универсальный совет, который подходит для начала решения любой проблемы, связанной с воспитанием или обучением ребенка, однако многие родители нередко забывают о нем, сразу переходя к активным действиям. Для начала важно спросить самого ребёнка – а не испытывает ли он каких-либо трудностей в обучении? Возможно, ответ вас удивит. Сейчас дети прекрасно понимают, что успех в школе «не равно» успех в жизни. И школьные трудности таковыми ребёнком могут не восприниматься, так как все силы уходят на построение межличностных взаимоотношений, которые выходят на первый план.

Как только вы внимательно выслушаете ребенка, узнаете, какие у него на самом деле жизненные цели и приоритеты, можно приступать к следующему этапу. Определиться, какое место в его жизни занимают школьные успехи и зачем они нужны. Именно внутренняя мотивация – главный двигатель в преодолении любых трудностей. Ребёнок должен чётко понимать, зачем он учится и как сможет применить те или иные знания в будущем.

2 этап: постановка цели

Допустим, вы определили, что важно закончить четверть без троек или что в этом году нужно улучшить свои знания по математике (или русскому языку). Цели могут быть очень разными. Согласитесь, хорошая оценка и усвоенные знания – это не всегда одно и то же. Только когда цель ясна, понятна и достижима, её можно разбивать на задачи и составлять план действий.

-2

3 этап: составление плана действий

Чтобы составить план действий, стоит детально разобраться в ситуации и выяснить, что именно стало причиной возникновения проблемы. Например, если отставание в программе связано с социально-психологическими факторами, стоит начать именно с этого аспекта. Проанализируйте, какая обстановка царит в доме, спросите ребенка о том, как складываются его отношения с одноклассниками и педагогами.

Если же проблема кроется в том, что подросток не получил определенных навыков – обучения, концентрации внимания и так далее –, стоит проконсультироваться с учительским составом, подобрать обучающие курсы, а также обратиться за консультацией к психологу. Кроме того, можно воспользоваться помощью персонального наставника, который станет проводником для ребенка и поможет ему не только наверстать упущенное в сфере учебы, но и пережить непростой период взросления и адаптироваться к новому этапу жизни.

На нескольких конкретных примерах разберем возможные причины отставания и способы решения проблемы:

Отставание по конкретному предмету связано со второстепенными факторами

Например, ребенок получает двойки по технологии, хотя очень хорошо знаком с инструментами и активно помогает взрослым пилить, строгать и так далее. Выяснилось, что главным критерием оценки является верно записанный конспект, а ребенок просто не успевает всё записать. В данном случае можно научить ребёнка оставлять пропущенные места для записи там, где он не успевает, и договориться с кем-то из одноклассников, что они будут делиться фотографиями конспекта. Со временем скорость письма выровняется, и проблема будет решена. Также в подобных ситуациях важно выяснить требования учителей – обратитесь к ним за помощью и попросите дать рекомендации, как решить возникшую проблему.

Одна из тем по какому-либо предмету не была усвоена

И в связи с этим у ребёнка возникли сложности с усвоением следующей темы. По тем или иным причинам ребенок не получил помощи вовремя, и ситуация неуспеха стала повторяться. Постепенно у ребёнка сформировалась защитная реакция и он стал рассуждать следующим образом: мне никогда не понять этот предмет, поэтому стараться нет смысла. Как бы учителя ни ругались, всё равно за четверть ставят “3”. Когда у ребёнка уже сформировалось стойкое отвращение к предмету в результате длительной ситуации неуспеха, исправить ситуацию непросто. Здесь не обойтись без помощи учителей и/или репетиторов, а часто и психолога. Гораздо проще предотвратить, чем работать не только над восполнением знаний, но и над восстановлением пострадавшей самооценки. Поэтому крайне важно разговаривать с ребёнком, узнавать о его успехах и неудачах, а главное – разбираться в причинах настолько оперативно, насколько это возможно.

-3

Ребёнок перешёл в старшую школу, и родители полностью переложили ответственность за обучение на него

Впоследствии стало очевидно, что большую часть свободного времени ребёнок отдыхает, вспоминая о домашнем задании либо ближе к позднему вечеру, а иногда и вовсе игнорируя его выполнение. Да, приучать к самостоятельности – очень важно, но делать это нужно последовательно и постепенно. Часто бывает так, что даже в старшей школе умение учиться, планировать своё время и контролировать себя не сформированы. В таком случае стоит проконсультироваться с педагогами и подобрать возможное решение проблемы.

В связи с переездом ребёнок перешёл в новую школу, и успеваемость снизилась

Со временем он стал замкнутым, потерял интерес к происходящему вокруг, в результате чего снизилась и успеваемость. Социально-психологическое благополучие играет очень важную роль в жизни ребёнка, и переход в новый класс, переезд, конфликт с родителями, учителями и/или одноклассниками могут провоцировать стресс и напряженность, в результате чего страдает и качество обучения. Проанализируйте, что происходит в жизни ребенка – в зависимости от обстоятельств вы можете решить проблему самостоятельно или вместе с профильным специалистом.

Конечно, преодоление трудностей в учёбе в старших классах – очень непростая задача. Её невозможно решить за один раз. Успех вашего ребенка будет зависеть от совместно приложенных усилий, умения прислушиваться к ребёнку и ставить достижимые цели и задачи, а также оперативного реагирования на возникающие сложности.