ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ МАНГУПУ В СНЕГУ

…Как саван памяти ушедшей Лежал на входе в город снег…

И вот снова скоро в Крыму зима. Она разная у нас бывает. Какая будет в этот раз, - Бог его знает, а та зима была не очень холодная но снежная. В такие снежные дни, порой, тянет в давно вроде бы виданные и хорошо известные места.  В тот раз как то вспомнилась практика по проведению экскурсий, которая для меня проходила в тот раз на Мангупе. И вот снова захотелось побывать там, на Мангупе, только зимнем, которого я, на тот момент, еще ни разу не видел.

А вот нас и встретили!

Предложил знакомым смотаться в те края. Как раз в тот раз выдался снежный денек, а ребята на машинах. Сказано, - сделано, поехали. По пути решили все же заходить хоть и по самой длинной, но проходной в такую погоду дороге с Алмалык-дере (Яблочной долины или долины Яблок). По общепринятым тропинкам по Кожевенной или Банной балкам в такой снег с их крутизной подъема ну его.

Зимний Мангуп...

На удивление легко и достаточно быстро вышли к тому месту, где когда то давно были Главные ворота Мангупа-Феодоро. И тут нас ждал необыкновенный сюрприз, - помимо красот природы нас встретил офигенный рыжий с белым КОТ! Он нам обрадовался, и даже дал себя погладить. А потом пошел от нас куда то по своим делам.

Я знаю Мангуп Весенний, яркий и приветливый, усыпанный, по ярко-зеленому ковру плато, цветами самыми разными. Я знаю Летний Мангуп с его жарой и журчанием родников, которые даже в самую сильную жару дают ледяную воду. Знаю я и Мангуп осенний, как и все осеннее, - печальный и грустный с разноцветной листвой и прощальными группами туристов. И вот наконец я узнал и Зимний Мангуп. Зрелище было просто не забываемым по своей красоте и величию!

Плато Баба-Дага на котором и возник Мангуп, как мы его в нынешнее время называют, уже давно покинуто людьми. В сезон сюда приезжают и приходят разные люди, а вот зимой тут на удивление тихо! Дует ветер, поскрипывает снег под ногами и… И ТИШИНА. И в эту тишину потихоньку вплетаются нотки ветра.

Мангупская Цитадель в снегу.

После нескольких проб идти по белому покрывалу по плато я и мои товарищи очень близко познакомились с расчищенными, в свое время, археологами могилами-оссуариями, просто не заметив их под снегом и в них провалившись. Хорошо что глубина не большая (глубокий оссуарий-костехранилище, как и некоторые другие вырубки в скале, мы все же угадали в снегу и не пошли к ним) нами было принято решение пройти только по "Дырявому мысу" с его цитаделью.

Вот как то туда в такую погоду и не хочется.

Как оказалось совсем не жарко в снежную зиму на ветреном Мангупе, а потому зашли мы все же в одну из крипт. Для дела зашло, - на газовой горелке натопили воды из чистого снега и заварили принесенный мной вкусный травяной чай, что удивительно, собранный в тот год мной именно в этих местах. Посидели (образно). Немного отогрелись, все же немного нас ветерком поддуло, перепроверили форму одежды, где надо утеплились и пошли к Цитадели!

Вкусный чай из Мангупского снега

Цитадель Мангупа, его последний оплот и надежда, его самый лучший охранник дороги ведущей в город, под снегом он как будто уснул. Шли осторожно, тут в некоторых местах не только камни под ноги могут попасться. В такую погоду, - снег в небе и снег на земле, увы, - не везде можно пройти, но все же рискнули и прошли на самый край Дырявого мыса к охранной пещере, сквозное отверстием в стене которого и дало современное название мыса. Очень аккуратно и осторожно мы спустились в саму пещеру.

В "Дырявой пещере" "Дырявого мыса"

В нижнюю, Барабан-Кобу, и в хорошую то погоду спускаться не безопасно, а в такую снежную просто невозможно. Но виды в стенные окна и проломы дозорной пещеры нас просто поразили, как поразил и вид самой пещеры зимой. Целые гирлянды сосулек с потолка просто очаровали! Зимний снежный вид Ай-Петри был одним из самых удивительных, правда им пришлось любоваться уже с «крыши» Дырявого Мыса.

Там, в дали Благословенная Пойка и Ай-Петри

Но капризна погода зимой! Холодный ветер начал усиливаться, небо затянуло снежными тучами и начался небольшой снегопад. Нам стало понятно что пришла пора возвращаться назад. Но по пути мы все же не удержались и не на долго заскочил в остатки «Гарнизонной Часовни» вырубленной прямо в скале неподалеку от "Дырявой пещеры".

Спуск в "Гарнизонную Часовню"

Эта часовенка, точнее то, что от нее осталось, - со своими могильниками и костохранилищем-ассуарием интересна еще и тем, что она была и часовней и частью оборонительного рубежа этой части склона. Красивое и интересное место!

Вырубленная в скале апсида и два прохода на рубежи

А фотографировать было хоть и не просто, но все кто мог, - дели это с огромным удовольствием!

Остатки одного из рубежей часовни

Но все же все сильнее и настойчивей погода начала подгонять нас в обратный путь. Вышли мы с цитадели, вышли с плато, и вниз, вниз, пока еще дорога видна.

На выход из Цитадели

Путь был не прост но скор, и вот мы уже снова под сенью склона величественного и такой удивительной горы Баба-Даг (Горы Отцов) на которой до сих пор виден легендарный Мангуп.

Прощание с зимним Мангупом и его зимними окрестностями были яркими и душевными. И снова, порой, как выпадает снег наш Крымский, не долгий в предгорьях, хочется побывать там, на воротах, на Цитадели… И не только там…