Согласно п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), уменьшенной на размер такого аванса. А в случае заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ (то есть по результатам открытых конкурентных процедур, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО) такой размер устанавливается от цены контракта по которой заключается контракт.
Однако несмотря на то, что в текущем году на основании ч. 64.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ заказчикам предоставлено право до 31.12.2022 вовсе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, которое, в том числе, распространяется на случаи, когда условиями закупки предусматривается аванс, подлежащий казначейскому сопровождению, как показывает правоприменительная практика, большинство заказчиков данным правом не пользуются и достаточно часто ошибаются в вычислениях размера такого обеспечения. Поэтому в настоящем материале автор предлагает разобраться в том, как же правильно выполнять расчет размера обеспечения исполнения контракта в случае, когда в рамках проводимой закупки предусматривается аванс, который подпадает под казначейское сопровождение.
Для начала рассмотрим пример одного из вариантов неправильного расчета.
Так, в решении Пермского УФАС России от 06.09.2022 (по закупке № 0315100000322000086) было установлено нарушение, выразившееся в указании заказчикомненадлежащего размера обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупки.
Из материалов дела следует, что в письменных пояснениях Заказчик отметил, что при казначейском сопровождении авансовых платежей требование об обеспечении исполнении контракта должно быть установлено в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Казначейское сопровождение и обеспечение исполнения контракта являются инструментами, имеющими общую цель - защиту интересов заказчика при исполнении контракта. Пунктом 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» установлено, что в соответствии со статьей 242.25 БК РФ казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,00 тыс. рублей и более (т.е. более ста миллионов рублей). А поскольку НМЦ контракта, заключаемого по результатам закупки, составляет 251 303 855, 69 рублей, следовательно, согласно положениям БК РФ, расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению. Размер аванса равняется 125 651 927,85 рублей (251 303 855,69*50%, при этом авансовые платежи в отношении соответствующего этапа установлены в размере 50% цены этапа, что установлено Графиком финансирования (Приложение 4.2 к Контракту). Расчет размера обеспечения исполнения контракта: (251 303 855,69 руб. - 125 651 927,85 руб.) * 10% = 12 565 192,78 руб., что составляет 4,999999999% от НМЦК (12 565 192,78 руб./ 251 303 855,69 руб. = 4,999999999%), а с учетом округления - 5%.
При этом антимонопольный орган в своем решении отметил, что исходя из буквального толкования, установленного Заказчиком требования к размеру обеспечения контракта в размере 10% от НМЦК, размер обеспечения контракта был рассчитан и определен Заказчиком без учета уменьшения на размер авансового платежа по контракту и указал на то, что данное несоответствие может вводить потенциального победителя закупки в заблуждение в части суммы, необходимой для предоставления в качестве обеспечения исполнения контракта.
Такой вариант нарушения не единственно возможный, на практике встречаются и другие вариации ошибок (например, когда от максимального размера обеспечения (в процентах) вычитают планируемый процент аванса) и различные другие.
Однако в настоящем материале предлагается акцентировать внимание именно на правильный вариант исчисления данного значения. И для этого рассмотрим простой пример расчета.
Условия:
НМЦК - 100 000 000,00 рублей
Планируемый размер аванса – 50 %
Планируемый размер обеспечения исполнения контракта – 10 %
Считаем следующим образом:
1. Вычисляем размер аванса от НМЦК: если НМЦК 100 000 000,00 рублей, а аванс предусматривается в размере 50%, то размер аванса для расчета будет составлять 50 000 000,00 рублей.
2. Вспоминаем требование п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ о том, что размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от НМЦК, уменьшенной на размер такого аванса, и считаем сумму, от которой будем устанавливать размер обеспечения. Для этого от НМЦК вычитаем аванс: 100 000 000, 00 рублей – 50 000 000,00 рублей = 50 000 000,00 рублей.
3. Рассчитываем 10 % размера обеспечения от получившейся разницы между размерами НМЦК и аванса. То есть: 50 000 000,00 рублей*10% = 5 000 000,00 рублей.
Таким образом, размер обеспечения исполнения контракта, который в данном конкретном примере заказчик должен будет установить в извещении о закупке составит 5 000 000,00 рублей.
И вслед за примером расчета приведем пример из административной практики, где антимонопольный орган подтвердил корректность такого же подхода к вычислению размера обеспечения исполнения контракта.
В Московское УФАС России поступила жалоба, из содержания которой следовало, что Заявитель не согласен с размером обеспечения исполнения контракта, установленным Заказчиком в рамках проведения конкурса, поскольку такой размер не превышает размер аванса, что, по мнению Заявителя, противоречит нормам Закона № 44-ФЗ.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в п. 18 Информационной карты извещения было предусмотрено условие о Казначейском сопровождении контракта в соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2021 № 2024 «О правилах казначейского сопровождения» и иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Минфина России, поэтому размер обеспечения исполнения контракта рассчитан в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. А поскольку аванс по конкурсу составляет 30% (от НМЦК в размере 676 369 210,07 рублей) и составляет 202 910 763,02 рублей, разница между НМЦК и размером аванса - 473 458 447,05 рублей, то обеспечение исполнения контракта (10% от НМЦК, уменьшенной на размер аванса) составляет 47 345 844,70 рублей, что полностью соответствует Закону № 44-ФЗ.
Комиссия антимонопольного органа не усмотрела в действиях заказчика нарушения, а также признала данный довод жалобы необоснованным (решение Московского УФАС России от 26.05.2022 по делу № 077/06/106-7905/2022).
Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 11 (99), ноябрь 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:
И на Рутуб: