Найти тему
Центр бухгалтерии

Что такое рентабельность продаж 💵

Рентабельность продаж — один из основных финансовых показателей для оценки эффективности работы компании. Коэффициент показывает отношение прибыли от продаж к выручке за определённый период без учёта акцизов и НДС.

Рост показателя говорит о том, что компания работает эффективнее, чем раньше. Снижение рентабельности отражает сокращение объёмов продаж или демонстрирует неэффективность хозяйственной деятельности.

Коэффициент позволяет:

• узнать степень окупаемости затрат;

• сравнить показатели текущего и предыдущих периодов, чтобы проанализировать финансовую эффективность компании в динамике;

• понять, насколько эффективно действует менеджмент организации;

• понять, насколько эффективно используется чистая прибыль;

• оценить способность компании отвечать по своим обязательствам (в сумме с другими критериями финансовой стабильности).

Как рассчитать показатель

Для расчёта коэффициента рентабельности нужны данные из отчёта о финансовых результатах и бухгалтерского баланса.

Среди них:

• выручка;

• себестоимость продаж;

• валовая прибыль (убыток);

• прибыль (убыток) от продаж;

• проценты к уплате;

• прибыль (убыток) до налогообложения;

• текущий налог на прибыль.

Есть две формулы расчёта рентабельности продаж:

По валовой прибыли

РП = валовая прибыль за отчётный период ÷ выручка × 100 %

По чистой прибыли

РП = чистая прибыль за отчётный период ÷ выручка × 100 %

Расчёт по чистой прибыли важен для акционеров и кредиторов организации.

Ещё есть формула для расчёта коэффициента рентабельности реализованной продукции, товаров, работ или услуг:

КРРП = (прибыль от продаж ÷ выручка от продаж) × 100 %

Пример расчёта рентабельности

Посчитаем показатель для некого ООО «Фокус-Групп» за 2016–2017 гг. 

2016

• Прибыль от продаж — 7,2 млрд руб., выручка — 66,8 млрд руб., чистая прибыль — 4,4 млрд руб.

• Рентабельность реализованной продукции: 7,2 ÷ 66,8 × 100 % = 10,8 %.

• Рентабельность по чистой прибыли: 4,4 ÷ 66,8 × 100 % = 6,6 %.

2017

• Прибыль от продаж — 6,8 млрд руб., выручка — 66,3 млрд руб., чистая прибыль — 2,9 млрд руб.

• Рентабельность реализованной продукции: 6,8 ÷ 66,3 × 100 % = 10,2 %.

• Рентабельность по чистой прибыли: 2,9 ÷ 66,3 × 100 % = 4,4 %.

Что с этим делать

Получившиеся показатели можно сравнить с успехами конкурентов и среднеотраслевыми нормативными значениями, которые ежегодно публикует ФНС.