В школе - конкурс чтецов.
Мой сын - плохой чтец. Ну, объективно.
То, что я его очень люблю, не мешает мне здраво оценивать его способности.
Когда я говорю "плохой чтец", я имею ввиду исключительно дикцию. У него отличная память, и стихи он запоминает мгновенно, и вообще он "мистер смышлёныш".
А вот с дикцией - проблемы: мысли бегут быстрее слов, говорит он очень быстро, скорость съедает половину букв, а те буквы, что остались, скучковались и превратились в новые слова. Я даже дома в бытовой речи его постоянно переспрашиваю.
Странная идея, конечно, с этим конкурсом.
Я считаю, что работать над дикцией, безусловно, надо, но не на конкурсе же чтецов.
Это как я, иногда заглядывающая на танцы в ближайшем к дому фитнесе, вдруг явлюсь на кастинг шоу "Танцы": типа, ох, ребята, держитесь, сейчас я научу вас танцам!
Но главная работа мамы - я так думаю - не оценивать (и не оБЕСценивать), а поддерживать и усиливать ребёнка.
И вместо: "С чего это ты вдруг решил в чтецы податься?" я спросила: "Чем я могу тебе помочь, Дань?"
Даня сообщил, что собирается читать "Бородино", и вот как раз учит его наизусть.
"Бородино" Лермонтова - прекрасное стихотворение, но его все знают. А это значит, что тут ещё больше нужен "изюм". Нужно удивить жюри чем-то, надо, чтобы чтение было выдающимся, звонким, ярким, артистичным, а не просто оттарабанить по слогам: "Ска-жи-ка-дя-дя-ведь-не-да-ром..."
А дикция наша в совокупности со скованностью (сын от природы стесняка такой) - ну, совсем не оставляет шансов.
- А почему "Бородино"? - задумчиво уточняю я.
- Ну, не знаю. Надо что-то про Родину...
Я думаю, что моя задача, как мамы - создать ресурсную среду, где ребёнок почувствует поддержку. Что-то вроде: Ты можешь, сын! Обязательно пробуй! Верю в твою победу. Но даже проигрыш - это победа над собой! Дерзай!
- Дась, хочешь, я придумаю тебе классное стихотворение про Родину? А ты его прочтёшь. Давай? Такой будет такой фемили-стих?
- Серьёзно??? Давай! - обрадовался сын.
Я в тот же день сочинила стихотворение про Родину, отправила сыну, и он пишет: "Вау, круто!" Когда ему нравится - дело спорится. Так что пока план работает.
Выучил он быстро. Рассказывает мне дома, репетирует, и быстро тараторит (в кого бы это, интересно?)
- Медленнее, Дань, медленнее... - прошу я, когда он проглатывает слова.
Но он на секунду замедлится и опять - вжик-вжик-вжик.
Думаю: "Что ещё я могу сделать, чтобы помочь?"
Взяла для него занятие по ораторскому мастерству у настоящего профессионала (её зовут Александра). Специально оставила их наедине с тренером, чтобы не смущать своим материнским квохотанием.
Вечером, после занятий, уже дома сын читает мне стихотворение - и о Боже! Да будто другой человек какой-то: медленно, внятно читает, почти не глотает буквы!
Восторг! Как они это сделали?
- Дань, а что говорила тебе Саша?
- Ну, много интересного говорила...
- Например?
- Ну вот я когда представляюсь, в самом начале, я будто извиняюсь. "Извините, но я, Даня, сейчас вам стих прочту, потерпите".
А надо не извиняться, а делиться с аудиторией. Нужно говорить с людьми и людям, видеть их в зале, обнимать текстом. А не в себя читать. Слова как паутинки должны вылетать изо рта и обнимать человека в зале, опутывать как бы... смыслом.
- Круто. А ещё что запомнил?
- Волнение - это норма. И если даже что-то пойдёт не так - никто меня не прогонит и не засмеёт. Раньше вот, в первобытное время, могли из племени прогнать, от огня, и это практически означало смерть. А сейчас другие ставки.
- Ну, так я же тебе то же самое говорю!
- Ну да...
Некоторые вещи мы слышим фоном и не впускаем в себя, а потом ррраз - и от другого человека та же самая фраза вдруг звучит прозрением.
Ну ведь всё равно здорово, что понял!
Не важно, кто был проводником смысла, важно, что сработало!
Прям наслаждалась репетициями нашими.
И вот вчера был конкурс.
И как назло дождь, и пробки 9 баллов, и я мчу - опаздываю к началу мероприятия, и сын пишет: "Меня аж трясёт".
А я ему в ответ:
- Ты точно справишься. Волноваться - нормально. Про ставки помнишь? Главное победить свой страх. И не забудь про паутинку... Не извиняйся, а делись... Разговаривай с людьми этим стихотворением...
- Я помню. Ты скоро, мам?
- Я уже в актовом зале...
Я успела. И сидела ещё помогала листать презентацию (сын сам её сделал - к каждому четверостишию картинку).
И было бесконечно мило, и он отлично прочёл (ну, объективно) стихотворение, и подача его была артистичной, и я больше никогда не скажу, что мой сын - плохой чтец.
Отличный он чтец. Прекрасный!
А ещё это кейс о том, как расцветает ребенок, когда ощущает поддержку.
И что иногда посланниками важных мыслей являемся не мы, мамы и папы.
Но мы, мамы и папы - всегда посланники любви и поддержки.
И да, я не знаю, какое место занял сын, результаты еще не объявляли. Но разве это важно? Ведь главная победа - над своими страхами - уже случилась, и в моем сердце он занял весь победный пьедестал.
Ещё до конкурса...
Просто хотелось похвататься сыном извините...
P.S.
А девочка там одна ... забыла стихотворение на сцене и расплакалась. Было видно, что она знает его, что учила - просто переволновалась. Я всем сердцем переживала за нее, потому что знаю, каково это: забыть слова перед полным залом.
А ещё я помню, как меня, растерянную, обняли тогда аплодисментами в зале, и сразу захлопала сама девочке, и крикнула: "Дорогая, попробуй сначала!", и кто-то передал ей текст, и она отлично рассказала своё стихотворение.
А потом, уже когда расходились, я подошла к этой девочке и сказала, что горжусь ею, потому что не убежать со сцены (а больше всего в этот момент хочется убежать или провалиться) - это ого-го как здорово, и читала она отлично, и все поняли, что она знала стихотворерие, просто нервничала, и вообще она невероятная умница, и у меня от ее выступления были мурашки.
И она снова плакала, но уже другими слезами, не про стресс, а про благодарность.
А знаете, откуда я знала, что нужно ей сказать? Я просто говорила ей то, что люди из зала в день моего провала говорили мне...