Найти тему
Галерея Широковых

Художник Андрей Широков: в деталях. Часть 1

Статья Любови Борисовны Горюновой,
искусствоведа, кандидата культурологии.

Андрей Широков относится к тем живописцам, работы которых с момента их первого появления на выставках неизменно привлекают внимание специалистов и широкий круг любителей изобразительного искусства.

Андрей вырос и получил воспитание в семье художников. Династия Широковых - скульпторов и живописцев известна своим творчеством с начала ХХ столетия. Алексей Широков (1908–1943) и его жена Фаина Шпак (1906–1984) после окончания Вятского художественно- промышленного техникума (педагог М. А. Демидов), получили академическое образование в Ленинградской Академии художеств. Вернувшись в 1939 году в Киров, они активно включились в творческую жизнь предвоенного города.

Андрей Широков, "Случайный взгляд", 2013 г
Андрей Широков, "Случайный взгляд", 2013 г

Перед выпускниками Академии открылась широкая перспектива реализации полученных ими знаний. Начались поездки на этюды, участие в выставках и одновременно педагогическая деятельность. Художники работали не только в характерной для вятского искусства пейзажной живописи, но более всего в тематической картине и особенно в жанре живописного и скульптурного портрета. Можно сказать, что произведения Алексея Петровича и Фаины Анатольевны определяли наряду с произведениями других местных мастеров творческое лицо созданной в 1939 году организации Союза кировских художников. Андрей знал деда только по воспоминаниям родных. В 1943 году Алексей Петрович Широков погиб на фронте.

Мама Андрея – Инна Алексеевна Широкова (1937–2019) окончила Горьковское художественное училище. Ее самобытная живопись (портрет, натюрморт, жанровая картина) стала яркой страницей в летописи не только вятских художников, но и русского искусства второй половины XX – начала XXI столетия.

Андрей Широков, "Суббота, Дымково", 1993 г
Андрей Широков, "Суббота, Дымково", 1993 г

Андрей Широков родился в 1960 году. Его первые шаги в искусстве были сделаны в атмосфере заинтересованности, внимания и одобрения со стороны семьи. Фактически он рос и воспитывался в художественных мастерских. У мамы рисовал карандашом, писал красками, а у бабушки лепил. Ему не было и шести лет, когда Инна Алексеевна взяла сына в Дом творчества – «Академическую дачу им. И. Е. Репина». Там он был полноправным участником пленэра, ходил со всеми на этюды и показывал свои работы на выставках наравне со взрослыми. Так началось формирование Широкова как художника. При всех детских шалостях и увлечениях Андрей рос мальчиком наблюдательным и трудолюбивым, любознательным, добрым и отзывчивым. Эти душевные качества, воспитанные в семье, он несет с собой через всю жизнь.

В 1980 году Андрей окончил Кировское художественное училище. Неожиданной для всех оказалась тема его студенческого диплома. Это была тематическая картина, посвященная деду. Алексей Широков, изображенный в военной форме, как бы встает из небытия и передает Андрею свою палитру с кистями. В живописном сюжете дипломной работы можно увидеть некое благословение внука на труд художника, на продолжение творческой профессии династии Широковых.

«Как ни странно, – отмечала однажды Инна Алексеевна, – но Андрей, никогда не видевший своего деда, сейчас пишет очень на него похоже, как по манере, так и восприятию».

Андрей Широков, дипломная работа "Памяти деда посвящается", 1982 г
Андрей Широков, дипломная работа "Памяти деда посвящается", 1982 г

После окончания училища была армия (1980–1982). По семейным обстоятельствам учиться дальше не довелось, однако интерес к постижению профессии не пропал. Юноша пошел работать художником-оформителем в Кировское отделение Художественного фонда РСФСР. Тогда, как вспоминает Андрей, были созданы такие условия, при которых любой художник мог съездить на творческую дачу или в командировку, взять отпуск за свой счет для работы на пленэре. Вне фонда это сделать было сложно, а порой и невозможно.

Своеобразными «художественными университетами» стали для Широкова в 1980-е годы поездки в Дом творчества Союза художников РСФСР «Академическая дача». Там царила особая атмосфера полного погружения в искусство живописи. Во время каждодневной работы на натуре он накапливал багаж собственных наблюдений и оценок увиденного, общался и пользовался советами признанных мастеров реалистической школы пейзажной картины. Среди них В. М. Сидоров, Ю. П. Кугач, братья А. П. и С. П. Ткачевы.

Андрей Широков, "Натюрморт с непотушенной сигаретой", 2002 г
Андрей Широков, "Натюрморт с непотушенной сигаретой", 2002 г

В это время Андрей часто посещал музеи Москвы и Ленинграда, изучал коллекции Эрмитажа и Русского музея, Третьяковской галереи и Пушкинского музея. Широков был глубоко убежден, что «художник должен много смотреть, анализировать, думать. Не следует замыкаться на творчестве только классического искусства». Посещая выставки разного ранга, он хотел быть в курсе художественной жизни своего времени. Его интересовало творчество эпохи Возрождения, в частности, живопись Рембрандта, Вермеера, Гольбейна. Из русских художников его привлекало мастерство А. Рублева, А. А. Иванова, А. Г. Венецианова, В. И. Сурикова, Б. М. Кустодиева. Из советских – К. С. Петрова-Водкина, В. Е. Попкова.

С 1984 года Широков начинает принимать активное участие в выставочной деятельности не только местного Союза художников: его работы экспонируются на областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставках. Он пробует себя в разных жанрах живописи, обращаясь к пейзажным композициям, портрету, натюрморту, опираясь при этом на классические традиции разных временных эпох отечественной и европейской культуры. Андрей пытается найти свой собственный творческий вектор в сфере искусства живописи.

Андрей Широков, "Портрет Е. Сатаева", 1989 г
Андрей Широков, "Портрет Е. Сатаева", 1989 г

1990 год стал знаковым для Андрея Широкова. Его принимают в члены Союза художников России. Рассматривая работы, созданные в конце 1980-х и в 1990-х годах, нельзя не отметить, что особое предпочтение художник отдает портретному жанру. Он продолжает традицию династии Широковых, для которых жанр портрета был ведущим в творчестве. Объединяющим для них началом является желание прикоснуться к непростой теме – человек и современный ему мир. Однако у каждого поколения свое художественное видение и пластическое решение этой темы, в которой явно присутствуют черты проживаемой ими эпохи.

Андрей Широков, "Арам", 1995 г
Андрей Широков, "Арам", 1995 г

Портретные образы молодого художника имеют автобиографический характер. Андрей пишет портреты своих детей и мамы Инны Широковой, работает над жанром автопортрета. Эмоциональный строй детских портретов отличается особой проникновенностью, задушевностью и лиризмом, трепетным и доверительным отношением к маленькому человеку. В портрете Инны Алексеевны живописец стремится к повышенной эмоциональности и усилению авторской интонации. В автопортретах явно прочитывается творческое самовыражение, взгляд со стороны на собственное «я».

Андрей Широков, "Портрет Инны Широковой", 1991 г
Андрей Широков, "Портрет Инны Широковой", 1991 г

Живописец создает портретную галерею творческих людей: художников, актеров, интересных ему с точки зрения внутреннего мира человека. Широков также ищет натуру, в которой отражается вся противоречивость современной ему эпохи. В живописных полотнах современников за общей характеристикой портретируемого образа можно увидеть его индивидуальные, неповторимые черты. Они раскрываются через такие «говорящие» детали, как жест, поза, выразительность силуэта и мимики. Нередко в образную структуру портретных работ входят элементы жанра пейзажа и интерьера. Лучшие из портретов 1990-х годов, находящиеся сегодня в фондах Вятского художественного музея, экспонировались на выставке «Династия Широковых» в 2000 году.

Андрей Широков, "Портрет художника Белика", 1995 г
Андрей Широков, "Портрет художника Белика", 1995 г
Андрей Широков, "Лёва", 1990 г
Андрей Широков, "Лёва", 1990 г

В 1980–1990-е годы Андрей постоянно пишет пейзажные композиции:

«Люблю пейзажи всякие, но ближе мне городской, так как вырос я в городе среди каменных домов, труб и машин».

Художник считает, что «пейзаж должен быть современным, должен отражать эпоху». Интересно заметить, что современные мотивы городского пейзажа он ищет в архитектурном образе старой Вятки, в ее парках и садах, в деревянных домах городских окраин. «Я очень люблю старый город и пишу его в разное время года», – эта тема, начатая в раннем творчестве, будет развиваться и в следующие десятилетия. Появятся новые мотивы, откроются новые сюжеты, изменятся взгляд художника на мир и манера живописного языка, но навсегда останется сохранившаяся в памяти привязанность к родным местам.

В 1990-е годы суете шумного города Андрей Широков начинает предпочитать сосредоточенную тишину, которую он находит в глубинке вятской провинции, работая на так называемых Нечаевских пленэрах.

Это было сложное, переходное время для отечественной живописи в целом и пленэрного движения в частности. Тогда резко сократилось государственное финансирование культуры. Денежные проблемы поставили художников на грань выживания. Идею творческих дач стали развивать состоятельные предприниматели, меценаты, галеристы. Такую функцию взял на себя Александр Нечаев – простой вятский художник-философ, талантливый пейзажист, человек добрейшей души и порядочности. Его дом в селе Верхошижемье, построенный своими руками, превратился в настоящую «художественную лабораторию» для приезжавших на пленэр местных мастеров живописи и графики. Они собирались в разное время года. Писали этюды, говорили об искусстве, русской и советской литературе, спорили о профессиональных проблемах, связанных с искусством реализма в современном мире, считая это направление «самым богатым по формам и идеям». Позднее Андрей Широков написал воспоминания о том периоде жизни, придавая большое значение всему, что происходило там, где рождались многочисленные этюды, эскизы к будущим картинам.

Продолжение статьи: Художник Андрей Широков: в деталях. Часть 2

Больше картин Андрея Широкова