Рекомендации этой книги попадались мне много и давно. Года 4 назад я уже делала попытку прочесть ее, но не задалось. Говорят, что у каждой книги свое время. Видимо мое пришло, как раз тогда, когда и так трудно осознавать реальность, ты ее отодвигаешь, закрываешься. А она сделала хитрый ход и спряталась в новой книжной истории.
Роман в письмах. Роман, в котором два человека пишут друг другу. Только по ходу мы понимаем, что пишут они в разное время и разных жизнях. Он находится в самом жерле военных действий 1900 года, Китайский поход русской армии (1900г) - так называется эта страница в истории России. В силу своей необразованности, я не знала ничего об этом периоде, но описано очень подробно и с использованием реальных имен и фамилий, что позволяет заполнить пробелы образования.
Она пишет из конца 20в. Она пишет о своей войне. Войне с мамой и ее претензиями, войне с неудавшимися любовными историями, войне с раком у матери, с пьянством отца, войне с собой.
Каждый из них начинает понимать про жизнь все больше и больше, только один делает это быстрее, ведь жизни его закончится много раньше, чем должно было, чем хотелось. И, как будто понимая это, мудрость пришла к нему и вывернула, как таз воды на голову, всю себя и сразу.
Она же приходит ко многим выводам и урокам от мироздания позже, пройдя долгий путь. Но приходит. И понимает. И становится легче. И проще.
Написано потрясающе. Такой формы повествования я не встречала раньше. Такой задумки. В очень емких, коротких фразах передано столько, сколько порой не могут передать писатели и в 10 страницах. Вся книга у меня в закладках.
Но сюжет сейчас, сегодня, для меня оказался очень тяжелым. Депрессивным. Как фильмы Звягинцева. Ни один из которых я не смогла досмотреть до конца. Становится серо, душно, бессмысленно. В интервью Дудя Солодников называл самую страшную книгу о войне, которую надо прочитать, чтобы войн не было. Я не помню, что назвал Николай. Но я точно знаю, что "Письмовник" максимально убедителен в этом. Когда молодой парень пишет о том, что он чувствует, как он чувствует, все, что он видит там, на войне - все внутри скукоживается, вся сущность отторгает это. Сначала он пишет, что лучше умереть, чем вернуться калекой. А через несколько писем он понимает, что главное жить. Хочу жить, даже без ног, даже без рук. Можно и без зрения. Лишь бы остался язык, чтобы чувствовать вкус чая...Этого не должно быть. Никогда. И ни с кем. Нет никого, кто этого заслуживает.
Ты знаешь, мечтаю, что вот вернусь и буду просто валяться и смотреть с умилением полдня на обои. Мне бы раньше и в голову не пришло, что такая малость может сделать человека счастливым.
Следующим постом выложу цитаты, которые невозможно было не перечитать. Снова и снова. И думать. Думать.