У разных христианских исповеданий есть разные специфические доктрины, которые определяют их имидж. Одной из таких доктрин для лютеранского сообщества является "Учение о двух Царствах" - о двух способах правления Бога в этом мире.
Долгое время это понималось так: Бог управляет миром через Закон и Евангелие, при этом Евангелие - сфера ответственности Церкви, а Закон - сфера ответственности государства. Стороны занимаются своими делами и не пересекают границ ответственности друг друга.
Гладко, конечно, было только на бумаге - проблема была в том, что учение о "двух Царствах" (способах правления) Бога ,в его упрощённом, но довольно традиционном виде, часто приводило лютеранские церкви к молчанию перед лицом зла.
Не надо думать, что это какое-то исключение - этой опасности подвержены все христианские исповедания, потому что все читают одну Библию, одни и те же слова Иисуса о том, что кесарево надо отдать кесарю, и слова апостола Павла о мирской власти: если их взять без учета исторического контекста и без критики со стороны других библейских высказываний, то вполне можно и не такое нарисовать. За примерами далеко ходить не надо - достаточно вспомнить, какие чудеса сервильности являло Православие, опираясь на т.н. концепцию "симфонии", но сейчас не про это.
Сейчас про специфически лютеранскую проблему, в свете которой, позиция многих церковных деятелей в годы национал-социализма в Германии может быть описана как "страх и учение о двух правлениях" (Синод EKD о событиях церковной борьбы в Германии, 1955). Это был замкнутый круг страха и доктринёрства, из которого в 30-е смогла по-настоящему вырваться только Исповедующая Церковь (за что ее многие упрекали в отступлении от конфессиональных основ).
В общем, европейские события 20-40-х годов показали, что учению о двух правлениях Бога нужна новая интерпретация.
В частности, над ней работала Всемирная Лютеранская Федерация, учёные группы которой предложили следующие выводы (согласно From federation to communion, ch.9, Responsibility for the World, p.328):
"Согласно проведенным исследованиям, учение Лютера о двух царствах (правлениях) Бога: (а) не было сформулированной догмой, а, скорее, основывалось на случайных высказываниях (реформаторов) по теме, и (б) в XIX и XX-м веках часто двусмысленно интерпретировалось и даже откровенно инструментализировалось.
С помощью изучения аутентичных высказываний Лютера и других реформаторов дихотомия между церковью и миром была снята. Результаты исследований можно резюмировать следующим образом:
1. Церковь не тождественна Царству Божьему, поскольку эсхатологическая борьба между Богом и сатаной происходит в обеих сферах (мирской и духовной).
2. Мир также не идентичен Царству Зла, ибо там Божий закон также является обязательным (usus politicus legis - т.н. "политическое применение Закона").
3. Различие между Законом и Евангелием не тождественно различию между церковью и миром.
Что касается ответственности христиан и Церкви за мир, то это означает следующее:
1. В сфере светской жизни христиане и нехристиане сотрудничают на основе разума; таким образом, эта сфера также находится в пределах Царства Божьего.
2. Разум и любовь не исключают друг друга. Разум придает ответственности за мир реальное измерение, а любовь сдерживает разум. Благополучие ближних может стать целью христианской ответственности в мире.
Таким образом, спор о различии между учением о двух царствах и учением о господстве Христа был разрешен и, более того, разоблачен как ложная альтернатива. Ибо хотя Бог есть Господь в двух способах управления (духовном и мирском), борьба между двумя царствами (Божьим и сатанинским) все еще продолжается"
Другими словами, теперь, когда речь идет о двух правлениях Бога, мы говорим не только о Законе и Евангелии или какой-то изолированной ответственности и границах - мы говорим о свободе, справедливости и социальной ответственности Церкви.
Да, Бог управляет миром через Евангелие и Закон, но задача Церкви не в том, чтобы замкнуться в раковине Евангелия и церковного права, а быть новым миром среди старого, способствуя осуществлению Царства Божьего сегодня и преодолевая любую несправедливость и несвободу, царящие в мире.
Кроме того, сама история учения о двух правлениях Бога показывает, что церквям стоит реагировать на вызовы времени - иные старые доктрины могут быть как угодно хороши в сугубо теоретическом смысле, но среди новых вызовов могут стать ловушкой для церкви и совести. Поэтому, нужна смелость, чтобы их переосмыслить.