Почти два десятилетия назад Concorde приземлился в последний раз и положил конец сверхзвуковым коммерческим полетам.
Возможно, самым большим препятствием, не позволившим Concorde стать инициатором создания следующего поколения авиалайнеров, был звуковой удар, возникающий, когда самолет преодолевает звуковой барьер - оказалось, что жилые районы не в восторге от громовых раскатов, которые могут разбить стекло у них над головой.
Для того чтобы сверхзвуковые полеты вновь стали жизнеспособными, необходимо решить проблему звукового бума.
Экспериментальный самолет НАСА X-59 планирует преодолеть звуковой барьер совершенно новым способом: с помощью "звукового удара".
Спроектированный таким образом, что шумный звуковой бум сводится к более тихому звуковому "стуку", X-59 возродил мечты о том, чтобы пересечь земной шар за считанные часы, а предстоящее испытание может привести к тому, что X-59 войдет в историю.
Уже в 2023 году НАСА получит самолет от компании Lockheed Martin, а в следующем году начнется следующий этап миссии Quesst, в ходе которого X-59 пролетит над жилыми районами и перейдет на сверхзвуковую скорость.
Затем жители будут опрошены на предмет воздействия самолета, включая то, насколько громким и разрушительным был "стук". Если испытания подтвердят бесшумность и скорость X-59, НАСА представит регуляторам доводы в пользу пересмотра запрета на сверхзвуковые полеты над землей.
Именно здесь X-59 действительно войдет в историю, поскольку по действующим законам самолеты могут развивать сверхзвуковую скорость только на высоте 9 145 метров или над водой, и это одна из основных причин, почему авиалайнеры всегда летят со скоростью не более 926 километров в час. Такой закон чрезвычайно распространен и в других странах.
Звуковой удар возникает, когда самолет преодолевает звуковой барьер, в результате того, что сжатые волны давления в передней и задней частях самолета сливаются в единую ударную волну, поскольку они больше не могут уходить с пути друг друга, прежде чем достигнут земли.
Многие считают, что звуковой удар происходит только тогда, когда самолет впервые переходит на скорость 1 Маха (выше 767 миль в час или 1 235 километров в час, что является скоростью звука), но это неверно - ударные волны слышат все, над кем пролетает самолет.
X-59 был концепцией самолета, который, согласно компьютерным моделям, должен был производить гораздо более тихий звуковой удар, который НАСА называет "звуковым ударом". Хотя конструкция все еще не идеальна, она значительно снижает шум и потенциальный ущерб от звукового удара, что, как надеются Lockheed Martin и NASA, позволит снять запрет на наземные сверхзвуковые коммерческие полеты.
"Последние почти 50 лет мы как бы застряли с нашими авиалайнерами на скорости около 0,8 Маха, поэтому возможность добраться туда - куда бы то ни было - гораздо быстрее все еще остается несбыточной мечтой"
- сказал Питер Коэн, менеджер по интеграции миссий НАСА по программе Quesst.
"С полетом X-59 в рамках миссии Quesst, я думаю, мы готовы снова преодолеть звуковой барьер".
В начале этого года самолет прошел важнейшие испытания, и теперь он готовится к дебюту в 2023 году. Если все пойдет по плану, то коммерческий сверхзвуковой авиалайнер может появиться в пределах досягаемости до 2030 года.