Как погода влияет на экономику и политику страны, а цифровизация ускоряет прогнозирование, почему нагревается Японское море, а зимы в Приморье становятся теплее. Об этом и не только — в беседе с корреспондентом PrimaMedia рассказал глава Примгидромета Борис Кубай. По его словам, монополия на информацию о погоде до сих пор существует, но доступ к прогностическим моделям "народных синоптиков" позволяет им "хайпить" на достаточно важной для региона теме.
— Борис Викторович, как Вы считаете, прогнозы синоптиков и природные катаклизмы — тайфуны, ураганы, наводнения — способны влиять на политику на той или иной территории?
— Ну, скажем так: на экономическую политику территорий, отраслей они влияют напрямую. Более того, объекты и субъекты не только в России, но и в мире должны адаптироваться к изменяющейся погоде, климату. Каждый из субъектов делает это в меру своего понимания и возможностей.
— На Вашей памяти были случаи, когда объективные события природного характера становились "участниками" политических событий?
— Конечно. Расскажу, пожалуй, один из курьезных случаев. Когда я работал в Южно-Сахалинске, меня сильно отругали. Дело в том, что на 7 ноября я спрогнозировал сильный снегопад и метель, поэтому демонстрацию, которую готовили власти, необходимо было отменить. Мне не поверили. Однако когда действительно случилось предсказанное, демонстрацию спешно свернули. Я оказался прав. В итоге мы с руководством области выпили за профессионализм (смеется).
— Вам или коллегам поступали личные предложения от представителей бизнеса и власти распространить "правильный" прогноз?
— Нет. На регулярной основе бывают лишь шутки по типу, например, "сделай-ка, чтобы дождь был... ну, или снег" (улыбается). Если серьезно, то никогда не было никакого давления.
— Существует ли единственный достоверный поставщик информации о погоде в России и Приморье?
— Безусловно. Существует система Росгидромета, и в этой организации есть своя иерархия. Например, Примгидромет — официально одно из его территориальных управлений, имеющих полномочия точно и оперативно составлять прогноз на трое суток вперед. В рамках этого вопроса, тем не менее, есть одна особенность. Например, вы — пользователь и хотите знать информацию о погоде. Куда вы обратитесь? В сети множество неофициальных сайтов, блогов, каналов о погоде. В случае если вы пользуетесь ими, не забывайте, для сравнения, просматривать и наши данные.
— Тема новостей о погоде давно приобрела в современных медиа особую специфику. Новостные издания отошли от цитирования единого источника, каким представляется Примгидромет. Медиа активно используют данные всевозможных сайтов о погоде. Часть из них, впрочем, пользуется исходными данными полученными официальным путем. Другие, наоборот, тиражируют информацию так называемых "погодных специалистов", составляющих прогнозы по собственным наблюдениям. В Приморье подавляющее число СМИ пользуются неофициальными источниками сведений о погоде. Некоторые из подобных источников иногда оказываются точнее официальных. Откуда берут информацию о погоде сайты образца Гисметео (6+), rp5 (6+), Виндгуру (6+) и им подобные?
— Для ответа на этот вопрос необходимо краткое вступление. Существуют мировые службы — центры погоды. Они располагаются в столицах государств. Такие службы при работе используют более полутора десятков математических погодных моделей, разработанных консорциумами стран. Помимо этого, существуют модели, созданные и отдельными странами, например Японией. Представим, вы находитесь в Лондоне и у вас есть собственная планетарная погодная модель. Четыре раза в сутки вы ведете расчеты, кодируете информацию, обмениваетесь данными с другими странами и визуализируете результаты исследований погоды на своем сайте.
Подчеркну, среди наиболее точных моделей используется не более десяти. Расчет на основе одной из таких моделей находится, допустим, у Гисметео (6+), о котором вы говорили. Какой из десятка моделей доверять, они решают сами. Выбрав модель, далее идет процесс интерпретации. У нас в Примгидромете имеются все десять моделей. С помощью нашего алгоритма машинного обучения удается в течение каждых шести часов выстраивать такие модели по ранжиру. Несомненно, каждая из них имеет погрешность. Мы знаем об этих ошибках и понимаем, где и в каких ситуациях модель "врет". Это отслеживается ежедневно.