Полная версия названия, фигурирующая в научной версии статьи:
О роли тройного метонова цикла в разгадках тайн летосчисления от основания города (AUC), иудейского календаря и легенды начала строительства Карлова моста в Праге
с подзаголовком:
и, в качестве побочного эффекта, о вероятной разгадке времени начала внедрения юлианского календаря в повседневную жизнь.
Выражения благодарности в связи с выходом в свет этой статьи достойны:
– Захаров А.И., астроном, г.Москва
– Медведко С.Л., востоковед и журналист, г.Москва
– Сахаров Е.В., исследователь междисциплинарной школы, г.Москва
– Титов А., математик, г.Санкт-Петербург
– Ходжа Хасан Ахмед, кинематографист и пропагандист арабской культуры, г.Москва (посмертно)
Условные обозначения:
AD – Anno Domini
AUC – ab urbe condita (от основания города)
ГК – григорианский календарь
ГЛХ – год лунной хиджры
РХ – Рождество Христово
ТИ – традиционная история (традиционная версия мировой истории)
ЭГК – экстраполированный григорианский календарь
ЮК– юлианский календарь
Небольшое предисловие
Ситуация в известной степени комична, ибо эта статья – одна из немногих в научном творчестве автора этих строк (припоминается еще одна - ВП), относительно которой он принял решение ни много ни мало изменить название. Ибо после пересмотра материала по теме возникновения мусульманского календаря лунной хиджры и счета лет по ней, что выразилось в новой версии статьи по данной теме ([1]), стало более чем очевидно, что прежнее название настоящей статьи – «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» не является наилучшим.
Ситуация, в общем-то, может быть смело вынесена на суд читателей. Разумеется, корни разгадки тайн всех этих вех в истории летосчисления таятся в деятельности астрономов-календаристов, преимущественно монахов, по проведению измерений движения Солнца и Луны. При этом именно числовые характеристики этих движений и стали основанием для достижения определенности с началом тех или иных эр летоисчисления. С этой точки зрения вполне тематично и естественно их бы было описать в неком одном научном произведении. Как это было, для конкретности, в науч-поп версии диссертации автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([2]).
В то же время прежнее название статьи, согласно замыслу автора, должно было иметь несколько более узкую тематичность. Ее прежнее название тематически охватывало и тему летосчисления от основания города (AUC) вместе с темой летосчисления по лунной хиджре, а также тему легенды начала строительства Карлова моста в Праге. Все эти три вехи были связаны между собой такой вещью, как тройной метонов цикл. Но вот результаты последних исследований показали, что тройной метонов цикл со становлением летосчисления по лунной хиджре имеет куда более скромное пересечение, не имея непосредственного отношения к процессу возникновения этого летосчисления.
В упомянутой прежней версии статьи был проконстатирован факт точного попадания дня 1-го мухарамма 759 года хиджры на зимнее солнцестояние 22.12.1357, что породило ряд мыслей о ключевой роли этого события, легко привязываемого к тройному метонову циклу, в появлении мусульманского счета лет по лунной хиджре. В последней версии статьи выражаются иные взгляды автора этих строк по данному вопросу. А вот в истории иудейского календаря роль тройного метонова цикла просматривается более явственно, о чем более подробно в третьем разделе этой статьи.
Итак, основная части статьи.
1. Конспективный информационный блок о важнейших моментах по становлению глобальной хронологии
согласно книге «Как возникла глобальная хронология» ([2]) и статье «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки» ([3]).
В указанных произведениях четко показывается весомая роль числового, цифрового, количественного ̶ как угодно ̶ материала, порождаемого банальным равенством двойного метонова цикла
2*19=38
в формировании христианской и иудейской эр, причем последней как в изначальном, так и в современном виде. Но можно еще обратить свой взор на политико-экономические аспекты вопроса. Локальная относительная хронология появляется в жизни некой общины тогда, когда начинает проявляться необходимость фиксации долговых отношений между должником и кредитором с четкой фиксацией дат погашения долговых обязательств, что порождает некоторое количество локальных хронологических систем. А их совместная хронология возникает тогда, когда начинают формироваться экономические отношения между общинами и речь заходит о единой понятной друг для друга системе записи дат.
И часто в переговорах между представителями различных общин на первой план выходило осознание того, что локальные хронологические систем оказались бы не самыми подходящими кандидатурами на роль их совместной, хронологии. Которая со временем должна стать глобальной. Хотя бы из-за вопросов информационной безопасности или национального престижа. При этом локальные номера лет оказываются удручающим образом бОльшими от номеров лет для их совместной хронологии. Именно поэтому возникает идея использования гигантских символических чисел.
А эти символические числа должны быть связаны с персонажами, с ипостасями ̶ как угодно, не из мира сего. Дополнительным фактором здесь выступило бы то, что после ознакомления с любой хронологической системой, которая была создана не без помощи вымышленных персонажей, вымышленных, мифологических ипостасей ̶ как угодно, у толкового знающего креативного исследователя, пришедшему к выводу о ее несовершенстве и уязвимости для критики, могло возникнуть естественное желание, пусть даже инстинктивное, неосознанное, сделать что-то свое ! В данном случае что-то свое в области хронологии, разработав свою собственную хронологическую систему. Об этом, в частности, речь идет в одной из глав книги автора этих строк «Как возникла глобальная хронология» ([2]).
Вот, собственно, в наших рассуждениях мы и подошли к тому моменту в развитии человечества, когда впервые в его истории к вопросам хронологии подключилось мифотворчество, в частности, мифопоэтика. Чуть повторяясь.
В результате достигается конвенционное соглашение о введении в запись номеров лет большого по величине символического числа, и тем самым присвоении современным им номерам лет больших чисел. И при этом начало счета лет, то есть хронологический ноль, было перенесено далеко в глубину веков, и этому времени и было приписано рождение некой мифологической ипостаси.
По итогам сопоставления результатов диалектических рассуждений с имеющимся историческим материалом изначальная эра была отождествлена с изначальной иудейской, а новая – с христианской. Подробности в упоминаемой статье «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки» ([3]).
Для наглядности хочется воспроизвести рисунок, иллюстрирующий эти слова, который в ([3]) идет под номером 8, а здесь лучше всего его обозначить номером 1.
Хочется обратить ваше внимание на левую верхнюю часть, где в надписи фигурирует понятие «условный нулевой год». Условность которого, если попытаться выразить уже высказанное выше иными словами, и порождала бы ощущение неудовлетворенности.
При этом из того, что концепт некой эры с элементами хронологического мифотворчества уже была выработан, отнюдь не следует то, что она была широко распространена и повсеместно принята. Известно, к примеру, что в канцелярии папы римского ее применение бесповоротно наступает лишь с 1431 года. Один небольшой момент, на который стоит обратить внимание.
Это ощущение неудовлетворенности имело несколько проявлений. Одно из них ̶ это тенденция в своих креативных потугах использовать числовой материал не только двойного, но и тройного метонова цикла. Равенство этого цикла, записываемое как 3*19 = 57, порождает занятный цифровой ряд, состоящий лишь из нечетных чисел первого десятка:
1 3 5 7 9
Который, на первый взгляд, выглядит где-то даже поэстетичней цифровой ряда двойного. И, если играть в их нанесение на некие поверхности и их перемещение по поверхности, мы можем получить изображенное на рис. 2... Уже присутствовавшее на главном коллаже нашей статьи
На этом рисунке показано пять предметов с нанесенными на них цифрами, для простоты изображенные в виде кубиков. Сразу же видно, что наименьшее из четырехзначных чисел, что из них можно составить – это число 1357, которое и изображено на рисунке. Назовем его характерным числом тройного метонова цикла.
Разумеется, это далеко не все из теоретически возможного. В общем случае, пользуясь тем обстоятельством, что в записи его равенства участвуют лишь нечетные цифры, мы можем из справочной литературы выписать наиболее интересные моменты, описываемые трех- и более значными номерами лет.
В роли таких чисел окажутся:
̶ число 359, которым описывается правления тот год в правлении иудейского царя Гилеля, которому приписывается введение иудейского лунно-солнечного календаря,
̶ число 753, которым описывается год основания города, традиционно отождествляемого с Римом, и с которым связана знаменитая эра – ab urbe condita (буквально: от основания города)
̶ число 1357, которым описывается начало строительства Карлова моста в Праге, традиционно считаемым первым мостом Европы, и с которым связан еще удивительный факт, синхронизирующий традиционный календарь лунной хиджры с зимним солнцестоянием, и дающий ответ о его происхождении.
2. Равенство соответствия распределения материала по разным эпохам, связанное с тройным метоновым циклом,
и на что оно проливает свет
Автор этих строк принял решение дать еще некий материал, фигурирующий также в статье «О разгадке тайн мусульманского календаря лунной хиджры» ([1]), ибо с ним статья бы выглядела чуть более роскошно. Он небольшой по объему – примерно на три-четыре абзаца, но он четко показывает, как традиционная история (ТИ) любит распределять некий исторический материал по различным эпохам.
Рассмотрение интересно начать с истории юлианского календаря (ЮК). Согласно книге Климишина «Календарь и хронология» ([5]), его введение ТИ приписывает 45-му году до н.э., или 708 году AUC (ab urbe condita, буквально: от основания города). Главным инициатором его введения считается римский император Юлий Цезарь и группа александрийских математиков во главе с Созигеном (факт, зафиксированный во многих нарративных источниках и ставший каноническим). При введении этого календаря сведениям о солнечном годе приписывается отнюдь не идеальная осведомленность с високосами и отнюдь не современная ситуация с их упорядочиванием.
Как пишет профессор кельнского университета Анна-Доротея фон ден Бринкен в «Исторической хронологии Запада» [6], беспорядок с високосами в нем был очень долго, вплоть до 759 года от основания города (то есть до года 6 н.э. - ВП), когда он был ликвидирован императором Октавианом Августом. При этом некий сбой с високосами на период становления ЮК приписывается в 745 году AUC. Далее долгое время, целых двенадцать лет, високосных лет не было, далее они появились и 757 AUC, 761 AUC и далее шли уже в привычном для нас порядке. За это заслуга приписывается этому же императору, в честь которого был и назван один из месяцев. Что забавно, нарицательно Octavian Augustus в буквальном переводе с латыни – священная восьмерка.
Если взглянуть на этот абзац в свете легенды о начале строительства Карлова моста, о которой более подробно чуть ниже, а также в свете становления счета лет в лунной хиджре, то может возникнуть непреодолимое желание годы, фигурирующие в предыдущем абзаце как годы в эре AUC, проинтерпретировать в годах лунной хиджры. И получится удивительная картина: их вероятные оригиналы (ВО) лягут на годы 1347-1363, на который и приходится и год тройного метонова цикла – год 1357.
Итак, что у нас получается? У нас получается то, что год 1357 и связанная с ним легенда начала строительства пражского Карлова моста может символизировать собой некоторое событие, связанное с юлианским календарем? В уже упоминаемой работе автора этих строк «О разгадке тайн мусульманского календаря лунной хиджры» ([1]) излагается гипотеза, что именно начиная с этого момента времени уже можно говорить о готовности внедрения юлианского календаря в повседневную жизнь. И что уже календари можно принимать, тиражировать и вести по ним делопроизводство?
Стоп… Здесь, во втором разделе статьи, видимо, найдено наилучшее место для того, чтобы сделать глубокий вдох, глубокий выдох, в полете мыслей сделать некоторую паузу, осмотреться по сторонам и тихо-тихо произнести: а ведь нащупано время готовности внедрения юлианского календаря в повседневную жизнь…. А ведь наступает некое время для положительных эмоций. А ведь можно писать пасхалии, предлагать распределение дней по месяцам… И это получается как бы подспудно, в качестве побочного эффекта. Что не может не умилять.
Итак, разгадка тайны времени начала внедрения юлианского календаря в повседневную жизнь на основании равенства соответствия распределения материала по разным эпохам, связанного с тройным метоновым циклом, найдена? Если позволить себе немного риторики, невероятно, но факт. Один из выводов статьи, который будет фигурировать в ее финале. А мы возвращаемся к другим вопросам.
Волею судеб именно год под номером 1357 приглянулся и 1-м мухарамма, т.е. новолунием вблизи зимнего равноденствия, и тем, что с этим годом можно связать тройной метонов цикл, причем действуя согласно той же самой логике формирования четырехзначных чисел из цифр этого числа, по которой и появилось взаимосвязь цифр, входящих в равенство двойного метонова цикла 2*19 = 38 с числом 1240, играющего ключевую роль во взаимосвязи между иудейской и христианской эрами. О чем более подробно в «Попытках разгадки тайн иудейского летосчисления… » ([3]).
Как следует из вышеизложенного, различные аспекты, различные события, связанные с вышеупомянутым началом полноценной жизни по круглогодичному солнечному календарю, традиционной историей были разбросаны по разным эпохам. В частности, история становления високосов в XIV веке была полностью приписана истории т.н. древнего Рима. Но, к чести ТИ, не без зацепок.
А все вышеизложенное можно переписать, применяя знаки соответствия:
747-761 AUC <=> 747-761 ГХ <=> 1349-1363 н.э.
и назвать это, для конкретности, равенством соответствия распределения материала по разным эпохам.
Теперь переходим к изложению традиционной части материала, уже фигурировавшего в прежних версиях статьи. Начиная обзор со взгляда на иудейский лунно-солнечный календарь.
3. Немного о роли материала тройного метонова цикла в становлении иудейского лунно-солнечного календаря
Изначальный материал дан в википедии, в статье "Еврейский календарь", которая, в свою очередь, дает ссылки на другие материалы по этой теме. Согласно этой статье, "Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году».
Если обратить внимание на то, что номер года 359 состоит лишь из нечетных цифр, которые в ряду нечетных цифр 1-го десятка 1 3 5 7 9 стоят на 2-м, 3-м и 5-м месте, и, если из этих цифр составить число, то оно будет выглядеть как 235. Лунных месяцев, а, если более точно,синодических лунных месяцев, в метоновом цикле столько же, в чем можно видеть прозрачный намек на взаимосвязь датировки правления Гилеля Второго с числовым материалом метоновых циклов.
При этом, что очевидно, для этого года легко строится вероятный оригинал (ВО), приходящийся на год 1359. Который, в свою очередь, входит в диапазон лет 1349-1363, фигурирующих в равенстве соответствия распределения материала по разным эпохам.
На последовательность нечетных цифр можно взглянуть и с другой точки зрения. С точки зрения идеи возрастания, или, можно даже сказать, взлета разума человеческого, математическим воплощением которого являются четырехзначные числа с возрастающими цифрами в разрядах. Т.е. когда самая маленькая цифра стоит в самом левом разряде, далее по ходу слева направо стоит цифра чуть большая, далее, на третьем месте, еще большая и аналогично для четвертого разряда слева. Мы может условно назвать такие числа числами озарения.
Именно эта идея в свое время оказалась ключевой для разгадки тайн иудейского летосчисления, по ходу чего было получено искомое и столь желанное число 1240. Более подробно об этом в «Как возникла глобальная хронология» ([2]) и «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления….» ([3]).
Здесь же мы можем еще раз выписать все цифры из равенства тройного метонова цикла: 1 3 5 7 9 и промежуток лет 1349-1363. И после этого посмотреть, какие числа из этого промежутка могут претендовать на роль чисел озарения, в данном случае – на роль чисел озарения тройного метонова цикла.
Таких в итоге окажется немного: лишь 1357 и 1359. И то, что упомянутый Гилель Второй остановил свой выбор именно на годе с номером 359, номер которого очень легко создать на основании номера года 1359. А это, в свою очередь, говорит о том, что относительно чисел озарения тройного метонова цикла он был в курсе. И что они наверняка на его менталитет оказали определенное влияние.
И, что удивительно, вероятный оригинал указа о его выходе фактически совпадает по времени со звучанием сигналом о готовности ко всеобщему внедрению юлианского календаря. Как несложно прийти к выводу на основании материала из предыдущего раздела статьи.
По итогам изложенного автор хочется сделать вывод о том, что тройной метонов цикл в становлении иудейского лунно-солнечного календаря сыграл роль одного из достижений календарной астрономии, которое оказалось в роли одного из краеугольных камней для введения в жизнь иудейского лунно-солнечного календаря.
4. Роль материала тройного метонова цикла в появлении эры от основания города (AUC)
Тема т.н. древнего Рима ̶ тема весьма обширная. Но, тем не менее, его легендарное возникновение в ТИ описывается годом -753. С этим годом связывается начало правления Ромула и т.н. царского Рима семи царей. Как и в случае с началом иудейской эры, традиционная историческая наука здесь не давала ответа на вопрос о происхождении этого число, просто воспроизводя материал и констатируя факт его легендарности.
Здесь не лишне будет вспомнить, что изначальное название этой эры на латыни звучит просто как ab urbe condita, т.е. буквально: от основания города. Данное название допускает некую множественность интерпретаций, доминирующей среди которой является интерпретация, связанная с т.н. древним Римом. В то же время в средневековой философской литературе образное выражение «идти в город» часто означает «следовать к той или иной мысли», «постигать те или иные знания». Это, к примеру, очень ярко видно из произведения итальянского философа Джованни Фиданца, более известного как св.Бонавентура «О приближении человека к богу» («Sancti bonaventurae itinerarium mentis in deum», [7]).
Глобалистские амбиции создателей этой хронологической системы характеризует еще популярная поговорка «urbi et orbi», т.е. буквально «городу и миру» с весьма богатым ассоциативным рядом. Хочется напомнить, что в ТИ год 1357 приходится на период т.н. авиньонского пленения пап, и изложенный пиетет был бы на руку всем: и верховным мостостроителям связей между народами, т.е. папам римским, и жителям города, и перфекционистам от календарной хронологии.
Принимая во внимание, что число 7, вышедшее на поверхность, легко ассоциируется с количеством дней в неделе, можно предположить, что именно с этим материалом были связаны дискуссии об оптимальной продолжительности недели, приписываемую, согласно статье из википедии , опять же, т.н. древнему Риму. Последнее принципиально с точки зрения оптимальной организации труда и чредования выходных и рабочих дней.
Видимо, принятая в ТИ датировка рождалась в жарких спорах, и для укрепления ее авторитетности просто решили отнести на весьма давние времена, отнеся ее более чем на две тысячи лет вглубь веков относительно характерного года тройного метонова цикла. А само число 753 получалось в результате обратной записи ряда нечетных чисел первого десятка 1 3 5 7 9 , за исключением первого и последнего 1 и 9 (рис. 3).
Тогда, после итогового отнесения датировки основания т.н. древнего Рима, или просто города, на более древние времена, получилось бы следующее выражение:
1357 + 753 = 2110 > 2000,
что вполне удовлетворяло бы решению задачи наиболее авторитетного удревнения*.
* ̶ о проблематике наиболее авторитетного удревнения как причины возникновения большого количества эр ̶ в работе автора этих строк «Попытки разгадке тайн иудейского летосчисления» и его книге «Как возникла глобальная хронология».
Самое интересное: ТИ тоже характеризует исторический материал, связанный с т.н. древним Римом как легендарный. Но почему-то она его считает отнюдь не безвредным. Автор этих строк рискнет повториться со своим мнением по вопросу подачи данного материала в средней школе: его работа «Как традиционная история в школе зомбирует детей… » ([9]).
5. Роль материала тройного метонова цикла в появлении легенды о начале строительства Карлова моста в Праге
Рассмотрение количественного материала тройного метонова цикла проливает свет еще на легенду о начале строительства Карлова моста в Праге.
Легенда гласит, что первый камень в основание моста через реку Влтава заложил сам император священной Римской империи Карл IV 9 июля 1357 года в 5 часов 31 минуту утра. При этом момент закладки был выбран неспроста. Согласно статье о нем на одном туристическом сайте:
«Дело в том, что если записать эту дату цифрами (135797531)*, то мы получим палиндром: ряд чисел, одинаково читающийся слева направо и справа налево. В те времена таким сочетаниям придавали очень большое значение и считалось, что заложенный в такой момент мост будет стоять века. Ну пока что это сбывается».
* - именно так дано в статье.
Можно этот палиндром расписать более формально: 1357.09.07, 05.31. Год – число – месяц. Такая форма записи есть, в частности, она практикуется в современном делопроизводстве в США. Еще можно заметить, что как минимум попытки счета по минутам на тот момент уже были.
Что касается самого императора Карла IV, то он, согласно статье из Википедии о нем, запечатлелся в истории как автор первой в тогдашней Европе светской автобиографии и инициатор составления новой исторической хроники. Что весьма неплохо сочетается с вышеописанной хронологической изюминкой строительства моста в его честь.
Таким образом, год 1357 в мировой истории закрепился как «год мостостроения». Образ моста широко использовался католической церковью. Это нашло след, в частности, в титулах первого лица католической церкви, папы римского, на языке оригинала фигурировали не только слова «Papa» и “Pappa”, но и «Summus Pontifex», «Pontifex Maximus». Нарицательно: наивысший, наибольший мостостроитель. Тогда вновь на первый план выходит символизм, связанный с олицетворением того, что глобальная хронология задумывалась как своего рода мост между народами в виде глобальной международной системы летосчисления. Такова была ее цель и философия. В книге автора «Как возникла глобальная хронология» этому посвящена целая глава.
6. Как число 1357 может обрести смысл числа символического
Автор этих строк считает вполне себе не худшим решением в качестве последнего радела статьи затронуть тему метода эмотимизма, как это уже было сделано в нынешней версии статьи «О разгадке тайн мусульманского календаря лунной хиджры» ([1]).
Как автор этих строк пришел к выводу по итогам определенного периода своей исследовательской деятельности, эти числа в мировой историографии могли быть использованы в качестве номеров лет (и реально использовалось) для эмотивного, неявного, подспудного, понятного для одних, посвященных и непонятного для других, непосвященных, обозначения мифических, заведомо нереальных событий. К примеру, если в неком нарративе (хронике, летописи, аннале), году 1357 приписывается событие или лживое, или эпатажное (пример первого – рождение теленка с тремя головами, пример второго – к примеру, упоминание о долгожданных родах некой кобылы), то такой информационный блок можно считать эмотивным сигналом, а год под номером 1357 – эмотивным годом. То есть тем годом, о лживости или мифичности событий, под ним описанных, свидетельствует ни много ни мало сам его номер.
Ну вот… за внимание спасибо, а более подробно о самом методе эмотивизма – в работе автора этих строк «Эмотивизм. Может ли фальсификат содержать авторазоблачение? Об одном логическом приеме исследования древних источников» ([11]), который рано или поздно займет достойное место в учебном курсе по теме достижений междисциплинарной естественнонаучной школы. Кстати, ссылка на статью содержит указание не только на текстовую, но и на видео-версию материала.
* * *
Главные выводы статьи.
- Равенство тройного метонова цикла 3*19 = 57 могло в разной степени оказать воздействие на формирование летосчисления от основания города (AUC), иудейского календаря и легенду начала строительства Карлова моста в Праге. А само число легко могло играть роль символического
- В качестве побочного эффекта равенство тройного метонова цикла могло породить равенство соответствия распределения материала по разным эпохам, связанного с ним, а последнее в свою очередь, может пролить свет на разгадку тайны времени начала внедрения юлианского календаря в повседневную жизнь.
* * *
Дорогие читатели ! Если статья впечатление произвела, то ставить лайки на страницу, посвященную разгадкам тайн мировой хронологии, в социальной сети faceboook на https://www.facebook.com/tajnyiudlet , можно !
Поддержка автора: карта 2200 2460 7492 8055
ЛИТЕРАТУРА
1. Поляковский В.Т. О разгадке тайн мусульманского календаря лунной хиджры. https://www.academia.edu/42903685, https://dzen.ru/a/ZpB2cYY6mHfz7lXo
2. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010
3. Поляковский В.Т. Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE, https://proza.ru/2019/06/08/1192, https://www.facebook.com/tajnyiudlet
4. Еврейский календарь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейский_календарь
5. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. Наука, 1985.
6. Brincken von den, Anne-Dorothee. Historische Chronologie des Abendlandes. Kalendarreformen und Jahrtausendrechnungen. Kohlhammer, 2000
7. Св.Бонавентура. О приближении человека к богу. Sancti bonaventurae itinerarium mentis in deum. Перевод с латинского, вступительная статья и комментарии В.Л.Задворного. Греко-латинский кабинет Ю.А.Шинчалова. 1993.
8. Неделя. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Неделя
9. Поляковский В.Т. Как традиционная история в школе зомбирует детей, или о наиболее желаемом стратегическом векторе усилий альтернативистов, или представителей российской междисциплинарной школы. https://www.academia.edu/41601071, https://proza.ru/2020/01/12/663
10. Карлов мост (Чехия, Прага). Все пражские дороги ведут сюда. Туристический сайт. http://otzovik.com/review_1139975.html
11. Поляковский В.Т. Эмотивизм. Может ли фальсификат содержать авторазоблачение? Об одном логическом приеме исследования древних источников. https://www.academia.edu/35598076, https://dzen.ru/a/ZLrRxjV5ixphV4LX, https://proza.ru/2013/07/21/1162, Видеоматериал: youtu.be/xv7NTFYq6i4, его обзор: https://dzen.ru/a/ZNM2mUT0J3oTQ1-N
М., апрель 2020, с новой версией в декабре 2025.