Джордано Бруно за свою короткую жизнь (1548-1600) был монахом, философом, мистиком, космологом и математиком. Чем же не понравилась инквизиторам концепция бога Бруно, из-за которой он попал на костер?
Большинство современников Джордано Бруно верили в христианско-аристотелевский взгляд на вселенную. Ученые эпохи Возрождения считали, что Земля находится в центре Солнечной системы. Они также верили, что Вселенная конечна и окружена сферой неподвижных звезд, за которой лежит царство Бога.
Бруно, с другой стороны, отверг эту идею Вселенной. Он верил, что солнце находится в центре солнечной системы, и что пространство простирается бесконечно во всех направлениях и заполняется бесчисленными планетами и звездами.
Одной из идей Бруно был пантеизм, или представление о том, что Бог пребывает в каждой части Вселенной. Пантеизм был важной характеристикой бесконечной вселенной Бруно, и его взгляды позже оказались популярными во времена Просвещения.
Что такое пантеизм?
"Пантеизм" - это относительно современный термин, образованный от греческих слов пан (все) и теос (Бог). Многие источники приписывают его первое использование философу Джону Толанду в 18 веке. Однако идеи, лежащие в основе пантеизма, столь же древни, как и сама философия. Многих мыслителей, начиная с древнегреческого Гераклита, в определенной степени можно считать пантеистами.
В самом общем смысле пантеизм утверждает идею о том, что Бог идентичен космосу. Ничто не существует вне Бога, то есть Бог не является божественной сущностью, существующей независимо от материальной вселенной. Однако, несмотря на это определение, не существует единой школы пантеизма. Вместо этого лучше думать о пантеизме как об обобщающем термине, который включает в себя несколько различных, связанных между собой систем верований.
Учитывая центральную роль Бога в определении пантеизма, справедливо сказать, что пантеизм является религиозно-философским учением.
Понимание Вселенной у Джордано Бруно
Иногда идея пантеизма выражается в панентеизме. то есть Бог не ограничен никакими физическими границами. Божество распространяется за рамки физического мира, мир является его частью. В этом смысле Бог является одновременно имманентным и трансцендентным миру. В 16 веке такое понимание вселенной представлялось антихристианским, потому что бог находится вне мира, мир не является его частью, ибо творение не может быть частью творца.
При жизни Бруно христианская вселенная была замкнутой и конечной. Земля была в центре всего, окруженная солнцем, Луной и планетами. Затем идет «небесный свод», который обозначает сферу неподвижных созвездий, они окружают земную систему с планетами и солнцем. За небесным сводом Бог окружил Землю, планеты и созвездия своей божественной благостью.
Взгляды Бруно перевернули эти идеи с ног на голову. Он пишет:
«Нам кажется, что эта земля находится в центре и середине вселенной и что одна только она неподвижна и закреплена, а все другое вращается вокруг нее. То же самое кажется тем, которые живут на луне и на других звездах—землях или солнцах, — которые находятся в этом же самом пространстве». (О бесконечности. Вселенной и мирах)
Вместо того, чтобы населять особое царство за пределами Земли, Луны и звезд, Бог Бруно существует внутри земной системы. Солнце, а не Земля, находилось в центре системы. Помимо солнечной системы существуют другие звездные системы, находящиеся вне нашей системы. Их бесконечно много. Бруно отказывался верить, что божественность Бога может быть ограничена какими-либо физическими границами. Вместо этого он представлял себе вселенную без границ: полную красивых звезд, сияющих солнц и планет, точно таких же, как в нашей солнечной системе.
Значение Мировой души
Итак, что имел в виду Бруно, когда сказал, что Бог существует «внутри всего»? Чтобы понять эту мысль нужно понять, что такое Мировая душа у Бруно. Мировая Душа - это вечная субстанция, которая соединяет все со всем остальным.
В своем труде «О причине, начале и едином» (1584) Бруно описывает, как Мировая Душа оживляет каждую частицу во Вселенной своей божественной субстанцией:
«Сколь бы незначительной и малейшей ни была бы вещь, она имеет в себе части духовной субстанции, каковая, если находит подходящий субъект, стремится стать растением, стать животным и получает члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным, потому что дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое бы не заключало в себе возможности стать одушевленным».
Он утверждает, что этот "дух" или душа наполняет каждую частицу материи во Вселенной своим божественным и совершенным существом.
Мировая Душа связывает все воедино. Это составляет основу пантеистического взгляда Бруно на Вселенную, в котором все пропитано этой божественной душой. Все остальные души существуют внутри Мировой Души. Душа также обладает способностью формировать всю материю во Вселенной.
Бруно понимал, как трудно будет его современникам понять подобные идеи. Он говорит, что мы никогда не сможем "увидеть" вечную Мировую Душу, вечно пребывающую во всей материи. Когда дело доходит до Мировой Души, наши традиционные представления о времени, например, подсчет дней и недель, просто рушатся.
Ученые Древней Греции узнают термин "Мировая душа" из философии Платона. В "Тимее" Платон описывает абсолютного, вечного Бога наряду с Мировой Душой, которая содержала и оживляла мир. Бруно продвинул эти идеи на один шаг дальше, развив дуалистическую концепцию божественного в единую версию, которая объединила Бога и Мировую Душу вместе.
Как Джордано Бруно повлиял на более поздних философов
Как указано выше, Джордано Бруно был казнен католической церковью как еретик. Хотя он не был особенно ‘знаменит’ при жизни, смерть Бруно позже послужила иллюстрацией догматической нетерпимости организованной религии. Многие мыслители, включая Джона Толанда, указывали на смерть Бруно как на символ серьезных репрессий внутри католической церкви.
По мере того, как наука и философия продолжали развиваться, многие люди начали пересматривать теории Бруно о бесконечности. Некоторые источники полагают, что Барух Спиноза, вероятно, находился под влиянием пантеизма Бруно. Другие философы, такие как Фридрих Шеллинг, связывали пантеистические взгляды Бруно с идеалистической философией единства и индивидуализации.
Бруно был очарован идеей о единстве между всеми вещами. Он также явно отверг ортодоксальные христианские представления о Боге и заменил их бесконечной Мировой Душой, которая наполняет все материальные объекты божественной энергией.
Вывод
Содержание философии и мыслей Бруно, а также его вызывающее поведение во время судебного процесса, безусловно, сыграли свою роль в его смерти. Но эти факторы следует рассматривать в более широком контексте, который включает геополитическую ситуацию Венеции в 1590-х годах и ее отношения с Папской канцелярией в Риме. В свою очередь, эту итальянскую динамику следует рассматривать в еще более широком европейском контексте.
Реформация, начавшаяся семьдесят лет назад, бросила политические и религиозные вызовы Католической церкви и авторитету папства. Это и последовавший за этим откат назад (то есть Контрреформация) вызвали беспорядки и насилие в регионе, что создало почву для беспокойства по поводу вопросов религиозной ортодоксальности и доктрин.
Преследование групп и отдельных лиц, включая Джордано Бруно, по все стороны линии религиозного разлома тесно связано с этим беспокойством и потрясениями. Трудно определить, какой из этих факторов – и, конечно же, другие, не рассмотренные здесь, – наиболее сильно повлиял на путь Бруно к казни. Но все они имеют большое значение. И, рассматривая дело Бруно в его историческом контексте, мы можем узнать о силах, которые оживили борьбу между религией и свободомыслием в Европе эпохи Возрождения.