Найти в Дзене
Калейдоскоп

Незавидная судьба французского Гулливера

Любовь Петра I к необычным людям, животным и явлениям была хорошо известна подданным Его императорского величества. Последние всеми силами прятали особенных родственников от пытливого царского взгляда и до смерти боялись, что их кровинушек увезут в холодный Санкт-Петербург и уморят там. А потом вместо подобающих любому христианину похорон засунут в банку со спиртом и выставят на всеобщую потеху. Интерес Петра не ограничивался соотечественниками. Однажды во время путешествия по Европе во французском городе Кале наш царь увидел настоящего великана. Петр был чрезвычайно удивлен. Он сам отличался необычайно высоким ростом (2 метра 4 сантиметра) и привык возвышаться над подданными в прямом и в переносном смысле. Но Никола Буржуа перерос первого российского императора, его рост достигал 2 метров 27 сантиметров. Помимо этого француз отличался большой физической силой. Сейчас сложно сказать, как долго продолжались уговоры, но Никола согласился уехать в далекую Россию, стать Николаем и гайдуко

Любовь Петра I к необычным людям, животным и явлениям была хорошо известна подданным Его императорского величества. Последние всеми силами прятали особенных родственников от пытливого царского взгляда и до смерти боялись, что их кровинушек увезут в холодный Санкт-Петербург и уморят там. А потом вместо подобающих любому христианину похорон засунут в банку со спиртом и выставят на всеобщую потеху.

Интерес Петра не ограничивался соотечественниками. Однажды во время путешествия по Европе во французском городе Кале наш царь увидел настоящего великана. Петр был чрезвычайно удивлен. Он сам отличался необычайно высоким ростом (2 метра 4 сантиметра) и привык возвышаться над подданными в прямом и в переносном смысле. Но Никола Буржуа перерос первого российского императора, его рост достигал 2 метров 27 сантиметров. Помимо этого француз отличался большой физической силой.

Г. Гзель Портрет Николая Буржуа (изображение с сайта https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh_5314/index.php)
Г. Гзель Портрет Николая Буржуа (изображение с сайта https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zh_5314/index.php)

Сейчас сложно сказать, как долго продолжались уговоры, но Никола согласился уехать в далекую Россию, стать Николаем и гайдуком нашего царя. Он сопровождал Петра I в его поездках, стоя на запятках кареты. Надо полагать, что карета тоже была особенной, ведь ей нужно было выдержать габариты двух великанов.

После возвращения в Россию Петр не потерял интереса ни к научным изысканиям, ни к Буржуа. В целях эксперимента и получения рослого потомства царь женил француза на чухонке высокого роста. Вряд ли бедолагу спрашивали о его собственных вкусах и предпочтениях. Пишут, что в дальнейшем Николай стал все чаще и чаще прикладываться к бутылке. Возможно, эта страсть и свела его в могилу уже через 2 года после бракосочетания.

Однако и тут наш царь не успокоился. В порыве любви к естественным наукам и редкостям он приказал передать скелет и внутренние органы несчастного исполина в недавно созданную Кунсткамеру. Там и поныне можно увидеть скелет и гигантское сердце Буржуа. Уже после смерти Петра I череп потеряли, поэтому нашли другой, более или менее соответствующий по размеру, и прикрепили его к останкам французского великана.

При внимательном рассмотрении замечаешь, что по своим пропорциям голова не совсем соответствует телу.
При внимательном рассмотрении замечаешь, что по своим пропорциям голова не совсем соответствует телу.
Гигантское сердце великана
Гигантское сердце великана
Вряд ли бедный француз хотел подобного
Вряд ли бедный француз хотел подобного

Если верить источникам в интернете, то скелетом Петр не ограничился. По его распоряжению знаменитый Растрелли сделал фигуру великана из дерева и обтянул его кожей бывшего гайдука. Потом этот манекен тоже стал экспонатом Кунсткамеры. Сложно поверить, но вполне поступок вполне соответствует натуре нашего царя. Ведь, например, после казни своей фаворитки Марии Гамильтон, Петр I поднял отрубленную голову провинившейся красавицы и на ее примере стал объяснять ошеломленной толпе анатомическое устройство шеи. Потом голову заспиртовали и еще долго хранили в Кусткамере.