Найти в Дзене
Все о банкротстве

Ушёл с кругленькой суммой: Верховный Суд встал на защиту банкрота

Немаловажное для многих должников определение вынес Верховный Суд России в октябре 2022 года, чем и решил дело в пользу "закредитованного" гражданина-банкрота, возложив на банки ответственность за кредитную щедрость.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Краткая суть дела. 

У должника были кредиты в Сбербанке и Альфа-Банке на общую сумму в 2,2 млн.рублей. В январе 2021 года должник подала заявление на банкротство. После признания должника банкротом и завершения процедуры реализации имущества арбитражный суд первой инстанции долги с банкрота не списал ввиду недобросовестного поведения должника, выразившегося в наращивании кредиторской задолженности в преддверии банкротства (за 3 месяца до обращения в суд с заявлением о банкротстве) и принятии на себя заведомо неисполнимых обязательств (ежемесячные платежи по кредитам превышали доход должника за такой же период). Банки-кредиторы отмечали привлечение должником заемных средств в значительном размере и намеренное его уклонение от исполнения уже имеющихся обязательств. 

Суды апелляционной и кассационной инстанции согласились с выводами суда первой инстанции. 

Однако Верховный Суд РФ отменил решения нижестоящих инстанций и отметил, что оценка финансового положения потенциального заемщика осуществляется кредитной организации в каждом конкретном случае исходя из его имущественного и социального положения, анализа комплекта предоставленных им документов. Верховный Суд России обратил внимание, что последовательное наращивание гражданином кредиторской задолженности путем получения денежных средств может быть квалифицировано как его недобросовестное поведение лишь в случае сокрытия им необходимых сведений (размер дохода, место работы, другие кредитные обязательства и т.п.) либо предоставления заведомо недостоверной информации, чего в рассматриваемом деле не было

Также Верховный Суд РФ провел черту между недобросовестностью должника и его неразумностью и указал, что само по себе поведение должника-банкрота, выражающееся в принятии на себя непосильных долговых обязательств ввиду необъективной оценки собственных финансовых возможностей и жизненных обстоятельств, не является недобросовестным, а свидетельствует о его неразумности, что, однако, не является основанием для неосвобождения от долгов.

Практика показывает, что кредитные организации часто проявляют недобросовестностный подход по отношению к заемщику и вовлекают его в более крупные долговые обязательства, расчитывая в будущем обратно получить или взыскать хороший доход.

Эксперты полагают, что данное дело ознаменуется пересмотром кредитными организациями политики по предоставлению кредитов и более строгой оценкой финансового положения потенциального заёмщика еще на стадии предоставления кредита. А будущим должникам жирненький плюсик в судебную карму.

Более подробно можно почитать Определение Верховного Суда РФ № 307-ЭС22-12512 от 24 октября 2022 года.