Аббревиатура ХТК известна каждому музыканту. И на вопрос, «что это значит?» Любой ответит: «Хорошо темперированный клавир». Однако, иногда, даже профессионалы, не могут объяснить, что именно скрывается за этим названием?
В начале XVIII века, композитор Иоганн Себастьян Бах работает капельмейстером, органистом и преподавателем музыки. Также он воспитывает детей, которые по давней семейной традиции должны стать профессиональными музыкантами. Для обучения Бах использует клавир – немецкую разновидность клавесина.
Его звук резкий и непродолжительный, но главной проблемой клавесина был принятый в те времена строй инструмента. Он не позволял использовать тональности с большим количеством черных клавиш. Они звучали фальшиво.
С конца XVII века в Европе идет работа над усовершенствованием клавира. Появляются мастера, которые предлагают инструменты с равномерным строем клавиш по полутонам. Новый клавир правильно настроен, иными словами – хорошо темперирован.
Сейчас нам кажется, что только так и должны звучать инструменты, но в те времена разгорелись нешуточные споры о возможности их применения. Бах оказался в числе сторонников нового строя. Он решил продемонстрировать возможности клавиров с хорошей темперацией.
Представьте себе современную фортепианную клавиатуру: вы наверняка знаете, что на ней расположены 7 белых клавиш - до, ре, ми, фа, соль, ля, си; и 5 чёрных, - диезы и бемоли. Все вместе они составляют 12 тонов, расположенных на равном звуковом расстоянии друг от друга.
От каждой из 12 нот, Бах пишет прелюдии и фуги, в мажоре и в миноре, соблюдая строгую последовательность: №1 - прелюдия и фуга до мажор; №2 - прелюдия и фуга до минор; №3 - прелюдия и фуга до диез мажор; №4 - прелюдия и фуга до диез минор; №5 - прелюдия и фуга ре мажор; №6 - прелюдия и фуга ре минор; и так далее.
Таким образом, в 1722 году он создал труд, в который вошли 24 прелюдии и фуги – это был первый том «Хорошо темперированного клавира» или ХТК. Говорят, что он написал его буквально «на одном дыхании», не имея под рукой инструмента, рождал музыку в голове, как математические формулы.
«Хорошо темперированный клавир» стал своеобразной рекламой для развития нового типа клавишных инструментов и открыл возможности для создания фортепиано. Благодаря Баху появилась школа фортепианной техники игры. ХТК стоит в основе развития всей последующей фортепианной и современной музыки в целом.
На клавесинах с прежней настройкой был распространен стиль игры тремя пальцами, почти не применяя мизинец и большой. Это было связано с тем, что композиторы избегали фальшиво звучащих черных клавиш. Такая техника исполнения не позволяла создавать непрерывно звучащую мелодическую линию, а также мешала развитию виртуозности.
Использование всех тональностей и клавиш вынудило сдвинуть кисть ближе к черным, округлить её так, чтобы все пять пальцев были равно задействованы. Теперь музыка зазвучала более виртуозно и слитно. Со времён Баха и по сей день, прелюдии и фуги из ХТК являются обязательными для формирования профессионального пианиста.
Когда дети Баха освоили первый том ХТК, выучив все содержащиеся в нем прелюдии и фуги, он решил написать ещё один такой же цикл. Так в 1744 году появился второй том ХТК. Примечательно то, что Бах ни разу не повторился ни в одной из 48 прелюдий и фуг.
24 тональности в музыке можно сравнить с палитрой художника. Каждая из них имеет свою эмоциональную окраску. Бах впервые приоткрыл огромные возможности музыки в передаче настроений и чувств. Пьесы из ХТК – целый мир разнообразных эмоций. От светлых и безмятежных, до взволнованных и тревожных, от возвышенно-печальных до патетических.
Грандиозность мышления Баха впечатляет. Исследователи его творчества утверждают, что практически каждое из его произведений имеет конкретное содержание. Некоторые музыковеды склонны считать, что ХТК — это пересказ содержания библейской истории. В таком случае «Хорошо темперированный клавир» – это философское произведение, раскрывающее взгляд на божественный замысел, каким его видел Бах.
Великий немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен сказал крылатую фразу, обыгрывая значение фамилии Бах (переводится, как "ручей"): «Не ручей, а море должно быть имя ему!».
Прошли века и сегодня совершенно очевидно, что Бах – это неисчерпаемый океан, величественный, мощный и непостижимый.