Найти в Дзене
azerbaijani

Свет, камера, мотор!

Оглавление

Ответишь мне какие азербайджанские фильмы ты знаешь? Заочно предугадаю ответ - нет, потому что в свое время их распространению не способствовали должным образом. История азербайджанского кинематографа невероятна и увлекательна, а в его персонажах каждый найдет частичку себя.

Историк азербайджанского кино Айдын Кязимзаде относит рождение азербайджанского кинематографа к 1898 году, когда в театре-цирке Василия Вятского был проведен показ работ фотографа А. М. Мишона, снимающий коллекцию оживленных фотографий Средней Азии и Кавказа для предстоящей Всемирной выставки в Париже. Член Гильдии киноведов и кинокритиков России Ульви Мехти полагает неправомерным подобную датировку, поскольку никакого развития работы Мишона не имели, и относит дату рождения азербайджанского кинематографа к 16 мая 1916 — в этот день на экpан вышла авторская версия немого фильма-оперетты "Аршин мал алан" Узеир бека Гаджибекова. Ту же дату называет БСЭ.

ментальных сюжетов на местные темы, такие как "Пожар нефтяного фонтана в Биби-Эйбате" , "Нефтяной фонтан в Балаханах", "Народное гулянье в городском саду", "Кавказский танец" и одна игровая юмористическая кинозарисовка, которая называлась «Попался». Зрителям эти фильмы были показаны на специально организованном киносеансе 2 августа того же года. Согласно указу президента Азербайджанской Республики этот день считается днём рождения национальной кинематографии и ежегодно отмечается как "День национального кино" Мишон добился также успеха, продемонстрировав эти фильмы во Франции.

В 1915 году в Баку была создана контора кинопроката. Она была учреждена акционерными обществами братьев "Пироне". Кроме них в Баку функционировали филиалы и других иностранных кинофирм ("Пате", "Фильма" и др.) В том же 1915 году общество "Пироне" приступило к съемкам фильма "В царстве нефти и миллионов", ставшего первым художественным азербайджанским фильмом. Фильм был снят по одноимённому роману М. Мусабекова. Съемку фильма финансировали местные нефтепромышленники. Так, для снятия фильма из Петербурга был приглашён режиссёр Борис Светлов. В Баку и окрестных сёлах снимали пейзажи, в Тифлисе же — сцены, связанные с павильонами. В фильме, в роли Лютфели-бека, снялся известный тогда актёр театра Гусейн Араблинский.

Первая азербайджанская кинокомедия "Аршин мал алан", имевшая большой успех, была снята в 1916 году на основе одноименной оперетты композитор Узеира Гаджибекова. После провозглашения независимости Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 года, в 1919 был продемонстрирован документальный фильм "Первая годовщина правления мусават в Азербайджане".

Здание первой кино-студии в Баку, 1920 год
Здание первой кино-студии в Баку, 1920 год

Советский период

Коммунистическая партия рассматривала кино как важнейший элемент идеологического воспитания. Таким образом, все сферы кинематографии находились в государственном ведении. 4 июля 1920 года декретом АзРевКома все кинематографические предприятия были национализированы. В том числе национализированы кинематографическое и кинопрокатное оборудование. Управление кинематографом поручено Народному Комиссариату просвещения Азербайджанской ССР.

В этот же период национальное кино формировало свой облик. Появлялись мастера, выделяющиеся самобытностью киноязыка и оригинальностью творческого почерка.

1920-е годы

Кадр из первого азербайджанского советского фильма "Легенда о девичьей башне", 1924 год
Кадр из первого азербайджанского советского фильма "Легенда о девичьей башне", 1924 год

В 1922 году руководство Азербайджанской ССР приняло решение о создании первой в Республике кинофабрики, ставшей предшественницей сегодняшней киностудии Азербайджанфильм. В следующем году специальным декретом Совета Народных Комиссаров было учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ), осуществлявшее меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. При АФКУ в то время существовали такие кинотеатры как "Тейяре", "Эдисон", "Миллион", "Ладья", "Меденчи" ("Промысловик") и другие. В 1924 году на экранах появился двухсерийный художественный фильм «Легенда о девичьей башне", снятый режиссёром В. В. Валльюзеком. Создатели фильма применили при съёмках восточную экзотику.

При АФКУ в 1925 году по инициативе Ш. Махмудбекова была организована студия по подготовке в Азербайджане национальных актёрских и режиссёрских кадров. В этой студии обучались Джафар Джаббарлы, М. Микаилов, А. Таиров и др. Для повышения художественного качества фильмов и развития национальных кадров в Баку приглашались известные кинорежиссёры, такие как Н.А. Шевченко, Н. М. Шенгелая, Михаил Чиаурели, а также кинооператоры Г. М. Лемдег, В. Р. Лемке, А.В. Гальперин, И. С. Фролов, Я.М. Фельдман, Л. Л. Косматов, В. М. Шнейдер и др. К кинотворчеству привлекались Джафар Джаббарлы, Аббас Мирза Шарифзаде и др.

Джафар Джаббарлы - известный азербайджанский драматург, считающийся основателем  школы киносценаристов Азербайджана.
Джафар Джаббарлы - известный азербайджанский драматург, считающийся основателем школы киносценаристов Азербайджана.

В 1926—1930 гг. АФКУ называлось в "Азгоскино", В 1930—1933 гг. — "Азеркино", в 1933 году было переименованно в «Азфильм», в 1934 — в "Азгоскинопром", с 1935 по 1940 называлась "Азерфильм", с 1941 по 1959 — "Бакинская киностудия". Наконец с 1961 года и по сей день учреждение называется "киностудией Азербайджанфильм имени Джафара Джаббарлы"

Кадр из фильма "Севиль", снятый по одноимённому произведению Джафара Джаббарлы, 1929
Кадр из фильма "Севиль", снятый по одноимённому произведению Джафара Джаббарлы, 1929

В 1920-е годы главной тематикой в азербайджанском кино была борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин. В эти годы вышли такие фильмы как "Бисмиллах" (1925 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде и А. Валово), "Дом над вулканом" (1929 год, режиссёр Амбарцум Бек-Назаров), "Гаджи Гара" (1929 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде). Образ азербайджанской женщины, борющейся за свободу, был воспроизведён в фильме "Севиль" (1929, режиссёр Амбарцум Бек-Назаров)

В эти годы местными и иностранными кинокомпаниями снимались кинохроники и документальные фильмы, повествующие о городской жизни, нефтепромыслах. Первая кинохроника "Прибытие IX Красной Армии в Баку" была создана в 1920 году. В этом же году была создана кинохроника "Первый гурултай (собрание) восточных народов". В последующие годы создавались репортажи, связанные с соответствующими событиями: наряду с документальными фильмами такими как "III годовщина Советского Азербайджана" (1923), "Пожар на нефтяных промыслах в Сураханы" (1923), "Похороны Наримана Нариманова" (1925), Прибытие М. Фрунзе в Баку (1925) и др. снимались фильмы и на научные темы. В 1925 году режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде закончил съёмки фильма "Путешествие в Азербайджан", повествующий о культурной и промышленной жизни республики. В 1920-е годы издавался киножурнал "Азербайджанский экран" (4-5 раз в год), знакомящий зрителей с достижениями в производстве и культурной жизни республики.

1930-е годы. Появление звука

Кадр из фильма «Лятиф» с участием Алескера Алекперова, 1930 год.
Кадр из фильма «Лятиф» с участием Алескера Алекперова, 1930 год.

В начале 1930-х годов темы для художественных фильмов брались из современной жизни. Снимались фильмы и на историко-революционные темы. К ним относятся такие фильмы как "Лятиф", "Исмет", которые были сняты соответственно в 1930 и 1934 годах режиссёром М. Микаиловым; "Алмаз" (1936) и "Новый горизонт" (1940), снятые соответственно режиссёрами А. Гулиевым и Г. М. Брагинским. В 1938 режиссёром В. В. Туриным была снята картина "Бакылылар" ("Бакинцы"). Среди немых фильмов 1930-х годов особо выделяются полнометражные фильмы "Путь к Востоку", снятый режиссёром А. А. Маковским в 1934 году и "Азербайджанское искусство".

Кадр из фильма «Кяндлиляр» (Крестьяне), режиссёра Самеда Марданова, 1940 год.
Кадр из фильма «Кяндлиляр» (Крестьяне), режиссёра Самеда Марданова, 1940 год.

В 1940 году первый профессиональный азербайджанский кинорежиссёр Самед Марданов, скончавшийся в раннем возрасте, закончил съёмки единственной в своей жизни картины "Кяндлиляр", которая переводится как "Крестьяне". Это одна из лучших азербайджанских картин. Некоторые фильмы Азербайджана, такие как "Повесть о нефтяниках Каспия" и "Покорители моря", снятые на нефтяную тему и связанные с нефтяниками Каспия, были известны и за пределами страны, в том числе и на Каннском фестивале.

Кинотеатр «Форум» в Баку. 1936 год.
Кинотеатр «Форум» в Баку. 1936 год.

В 1935 году знаменитым режиссёром Борисом Барнетом на "Азерфильме" был снят первый звуковой фильм Азербайджана "У самого синего моря". В фильме снимались выдающиеся советские актёры Николай Крючков и Лев Свердлин. В целом с 1936 по 1941 было снято более 10 звуковых фильмов.

С появлением звука начало развиваться и документальное кино. В 1935 году Б. В. Пумянский и В.Еремеев, будучи режиссёром и автором сценария соответственно, сняли односерийный документальный хроникальный киноальманах "Прославленный Азербайджан". Именно в этом фильме синхронно с выступлениями героев очерка впервые был передан дикторский текст. Начиная с 1939 года под новым названием "Орденоносный Азербайджан" начал издаваться киножурнал "Азербайджанский экран". Выходило 36 номеров в год.