Найти тему
Алексей Trust

Путешествие на Памир. Часть 8 - Перевал Харгуш

Утро в Лянгаре выдалось солнечное, но прохладное. Сказывалась высота, приближавшаяся к отметке в 3000 метров. В это время года, а я напомню, что на дворе первые числа октября, в любых горах будет холодно. Стрелка термометра, первый раз за это путешествие, ночью упала ниже нуля.  Так же высота начала сказываться и на самочувствии. В свои молодые годы я не замечал за собой горной болезни, но видел как она сказывается на старших. Помню, кто-то жаловался, что первые дни в горах очень плохо спит. Этой ночью мне удалось поспать лишь урывками по полчаса, остальное время ворочался и не мог заснуть. Утром поймал себя на мысли, что вот он, первый звоночек в старость. 

Каждый новый день первые 15-20 минут пути даются с трудом, как зарядка утром. Необходимо вновь влиться в этот ритм, привыкнуть к бесконечной тряске, к дороге из камней и песка, повыгонять из головы дурные мысли, смириться с тем, что удовольствия от езды на мотоцикле сегодня тоже не будет, и сосредоточиться на самом путешествии. 

Но этим утром возможности «вкатиться» в дорогу у меня не оказалось. Я выехал со двора дома, в котором меня любезно разместили на ночлег, на главную дорогу, а она тут же повернула в горы. Взгляду предстал въезд на перевал Харгуш.

На Памире утро не всегда начинается с кофе, иногда сразу с перевала высотой 4344 метра.
На Памире утро не всегда начинается с кофе, иногда сразу с перевала высотой 4344 метра.

Узкая полоса дороги, если ее можно было так назвать, по камням, щебёнке и скальнику уходила вверх под какими-то нечеловеческими углами. Буквально за один поворот я оказался выше тополей, которые еще минуту назад казались размером с пятиэтажку.

Вид на кишлак Лянгар.
Вид на кишлак Лянгар.

Как мотоцикл на обычной резине смог одолеть такое, для меня остается загадкой.
Как мотоцикл на обычной резине смог одолеть такое, для меня остается загадкой.

А ещё через пару минут так же внезапно как начались, так и закончились серпантины. Дорога вышла на равнину на высоте около 4000 метров. Абсолютно безжизненную и безлюдную, на десятки километров вокруг только горы да камни. 

-4
-5

В прошлой статье я упомянул, что Марко Поло, описывая в своих заметках Ваханский коридор, написал: «Даже птицы не перелетает его». И уже в Москве, при разборке фотографий и видео с камеры на шлеме, мне на глаза попался кадр, в котором птица пролетает мимо меня, но ниже дороги, по которой я еду.

Птицы и этот перевал не перелетают.
Птицы и этот перевал не перелетают.

Это заставило меня задуматься, а действительно, видел ли я птиц выше? Наверное нет. 

Как оказаться на другой планете не покидая Землю? — Легко, приезжайте на Памир. Виды тут просто захватывают дух. Пейзажи холодного, безлюдного, плоскогорья на котором не растет ни травинки, где полностью отсутствует хоть какая-то жизнь, заставляют почувствовать себя героем фильма «Марсианин». 

-7
-8
Чашечка марсианского кофе.
Чашечка марсианского кофе.

Дорога еще несколько раз спустилась в ущелье, поднялась на соседний хребет, и окончательно затерялась в долине на высоте 4300 метров над уровнем моря.

Вниз, в безымянное ущелье.
Вниз, в безымянное ущелье.
Вот такие дороги на Крыше Мира
Вот такие дороги на Крыше Мира
Полагаю, это остатки моста.
Полагаю, это остатки моста.

На горизонте сплошным массивом громоздились ледяные шапки семитысячников. Камни и песок под колёсами сменились привычным грейдером, ехать по которому проще, но тряска может свести с ума и довести до истерики любого, спасенья от неё нет никакого.

-13
На Памир стоит приехать, хотя бы ради одного этого вида!
На Памир стоит приехать, хотя бы ради одного этого вида!

Если добавить к этому низкое атмосферное давление, нехватку кислорода и бесконечное чувство усталости, случится то, что рано или поздно должно было произойти.

-15

Переезжая какую-то дренажную трубу за погранзаставой Харгуш, на самом пике перевала, фактически на ровном месте, я - уронил мотоцикл. Именно не упал, а буквально не хватило сил удержать, и он завалился набок. В целом ситуация не страшная, никто и ничто не пострадало. Но поднять мотоцикл одному, в горах… Я знал, что это будет нелегко. Но почему-то первая мысль, посетившая мой обделённый кислородом мозг, была: «На сколько процентов из ста его невозможно поднять, не разгружая?». Одной попытки хватило, чтобы усадить меня на камень минут на 15. Жадно глотая воздух и пытаясь отдышаться, сделал заключение: «Из 100% одному поднять снаряжённый мотоцикл невозможно на 199%».

Что ж, хороший повод остановится, чтобы полюбоваться видами. А посмотреть там было на что.

Вид на погранзаставу Харгуш.
Вид на погранзаставу Харгуш.

Завершив процесс разгрузки, поднятия и загрузки мотоцикла, спустя всего час, пришлось повторить эти процедуры ещё раз. 

Я же говорю, ты устал! А может, это я уже устал…?
Я же говорю, ты устал! А может, это я уже устал…?

Вдоль дороги лежал снег, который в этих местах не тает никогда. А всего в 30 километрах отсюда был выезд на «верхнюю» дорогу.

Когда ты бесконечно рад асфальту.
Когда ты бесконечно рад асфальту.
В Мургаб!
В Мургаб!

И хоть плохой, но всё же асфальт до самого Мургаба, с которого начнется следующий рассказ.

Путеводитель по статье:

Часть 1 - Сборы

Часть 2 - Опа, Азия - Европа

Часть 3 - Казахстан

Часть 4 - Киргизия

Часть 5 - Таджикистан

Часть 6 - Душанбе, западные ворота на «Крышу Мира»

Часть 7 - Памирский Тракт, по «Крыше Мира»

Часть 8 - Перевал Харгуш

Часть 9 - Перевал Ак-Байтал высота 4655 метров

Часть 10 - Первый снег

На этом всё, с уважением Алексей Trust. 

Если понравилась статья, жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ👍 и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы не пропустить следующую часть. 

👇Читайте так же👇

 Первые Моторы России. Неочевидные факты

 Атомная подводная лодка в подмосковных Мытищах

 О путешествиях с детьми

 Как простая интернет игра повлияла на развитие автотуризма в России?

 Белый Городок