Утро в Лянгаре выдалось солнечное, но прохладное. Сказывалась высота, приближавшаяся к отметке в 3000 метров. В это время года, а я напомню, что на дворе первые числа октября, в любых горах будет холодно. Стрелка термометра, первый раз за это путешествие, ночью упала ниже нуля. Так же высота начала сказываться и на самочувствии. В свои молодые годы я не замечал за собой горной болезни, но видел как она сказывается на старших. Помню, кто-то жаловался, что первые дни в горах очень плохо спит. Этой ночью мне удалось поспать лишь урывками по полчаса, остальное время ворочался и не мог заснуть. Утром поймал себя на мысли, что вот он, первый звоночек в старость.
Каждый новый день первые 15-20 минут пути даются с трудом, как зарядка утром. Необходимо вновь влиться в этот ритм, привыкнуть к бесконечной тряске, к дороге из камней и песка, повыгонять из головы дурные мысли, смириться с тем, что удовольствия от езды на мотоцикле сегодня тоже не будет, и сосредоточиться на самом путешествии.
Но этим утром возможности «вкатиться» в дорогу у меня не оказалось. Я выехал со двора дома, в котором меня любезно разместили на ночлег, на главную дорогу, а она тут же повернула в горы. Взгляду предстал въезд на перевал Харгуш.
Узкая полоса дороги, если ее можно было так назвать, по камням, щебёнке и скальнику уходила вверх под какими-то нечеловеческими углами. Буквально за один поворот я оказался выше тополей, которые еще минуту назад казались размером с пятиэтажку.
А ещё через пару минут так же внезапно как начались, так и закончились серпантины. Дорога вышла на равнину на высоте около 4000 метров. Абсолютно безжизненную и безлюдную, на десятки километров вокруг только горы да камни.
В прошлой статье я упомянул, что Марко Поло, описывая в своих заметках Ваханский коридор, написал: «Даже птицы не перелетает его». И уже в Москве, при разборке фотографий и видео с камеры на шлеме, мне на глаза попался кадр, в котором птица пролетает мимо меня, но ниже дороги, по которой я еду.
Это заставило меня задуматься, а действительно, видел ли я птиц выше? Наверное нет.
Как оказаться на другой планете не покидая Землю? — Легко, приезжайте на Памир. Виды тут просто захватывают дух. Пейзажи холодного, безлюдного, плоскогорья на котором не растет ни травинки, где полностью отсутствует хоть какая-то жизнь, заставляют почувствовать себя героем фильма «Марсианин».
Дорога еще несколько раз спустилась в ущелье, поднялась на соседний хребет, и окончательно затерялась в долине на высоте 4300 метров над уровнем моря.
На горизонте сплошным массивом громоздились ледяные шапки семитысячников. Камни и песок под колёсами сменились привычным грейдером, ехать по которому проще, но тряска может свести с ума и довести до истерики любого, спасенья от неё нет никакого.
Если добавить к этому низкое атмосферное давление, нехватку кислорода и бесконечное чувство усталости, случится то, что рано или поздно должно было произойти.
Переезжая какую-то дренажную трубу за погранзаставой Харгуш, на самом пике перевала, фактически на ровном месте, я - уронил мотоцикл. Именно не упал, а буквально не хватило сил удержать, и он завалился набок. В целом ситуация не страшная, никто и ничто не пострадало. Но поднять мотоцикл одному, в горах… Я знал, что это будет нелегко. Но почему-то первая мысль, посетившая мой обделённый кислородом мозг, была: «На сколько процентов из ста его невозможно поднять, не разгружая?». Одной попытки хватило, чтобы усадить меня на камень минут на 15. Жадно глотая воздух и пытаясь отдышаться, сделал заключение: «Из 100% одному поднять снаряжённый мотоцикл невозможно на 199%».
Что ж, хороший повод остановится, чтобы полюбоваться видами. А посмотреть там было на что.
Завершив процесс разгрузки, поднятия и загрузки мотоцикла, спустя всего час, пришлось повторить эти процедуры ещё раз.
Вдоль дороги лежал снег, который в этих местах не тает никогда. А всего в 30 километрах отсюда был выезд на «верхнюю» дорогу.
И хоть плохой, но всё же асфальт до самого Мургаба, с которого начнется следующий рассказ.
Путеводитель по статье:
Часть 1 - Сборы
Часть 2 - Опа, Азия - Европа
Часть 3 - Казахстан
Часть 4 - Киргизия
Часть 5 - Таджикистан
Часть 6 - Душанбе, западные ворота на «Крышу Мира»
Часть 7 - Памирский Тракт, по «Крыше Мира»
Часть 8 - Перевал Харгуш
Часть 9 - Перевал Ак-Байтал высота 4655 метров
Часть 10 - Первый снег
На этом всё, с уважением Алексей Trust.
Если понравилась статья, жми ПАЛЕЦ ВВЕРХ👍 и не забудь ПОДПИСАТЬСЯ, чтобы не пропустить следующую часть.
👇Читайте так же👇
✅ Первые Моторы России. Неочевидные факты
✅ Атомная подводная лодка в подмосковных Мытищах
✅ О путешествиях с детьми
✅ Как простая интернет игра повлияла на развитие автотуризма в России?
✅ Белый Городок