Найти тему
1,2K подписчиков

Пьеса Э. Ростана "Сирано де Бержерак"

128 прочитали
 В одном из недавних комментариев встретила я фамилию французского поэта и драматурга Ростана. И вспомнилась мне его пьеса "Сирано де Бержерак". Началось всё с подаренных билетов.

В одном из недавних комментариев встретила я фамилию французского поэта и драматурга Ростана. И вспомнилась мне его пьеса "Сирано де Бержерак".

Началось всё с подаренных билетов. Мне подарили билеты в Волковский театр на спектакль "Сирано де Бержерак". Обычно я заранее узнаю о чём пьеса, кто автор, не люблю смотреть спектакль по незнакомому произведению. Но в этот раз всё было иначе. Сама не знаю почему, но я решила, что буду смотреть с чистого листа. Ни автор, ни название мне не говорили абсолютно ничего. Спектакль был довольно оригинальный, он представлял собой генеральную репетицию известной пьесы русскими актерами под руководством французского режиссёра. Зрители не только увидели пьесу "Сирано де Бержерак", но и познакомились с закулисной жизнью театра. Пьеса Ростана меня просто заворожила. И если задумка режиссёра Волковского театра в начале спектакля мне показалась интересной, то во втором отделении мне хотелось смотреть только события, происходящие с Сирано, а не театральные разборки. Поэтому на следующий же день я взяла в библиотеке пьесу и прочитала её от начала и до конца целиком.

Даже не знаю, как точно описать свои чувства. Восхищение и сожаление как единое целое. Шквал, даже круговорот мыслей и неспособность дать однозначный ответ на вопрос: "Согласна я с героем или нет?" До сих пор у меня нет ответа. Однажды одна из читательниц написала, что я "алгеброй проверяю гармонию", видимо, имела в виду, что анализирую персонажей, руководствуясь только логикой. Так вот героев пьесы "Сирано де Бержерак" мне хочется воспринимать именно сердцем, а не разумом. Мне настолько жаль каждого персонажа, что оценивать по обычным меркам их поступки не получается и не получится, я думаю.

Сирано де Бержерак, храбрец, задира, дуэлянт, острослов и талантливый поэт, считает серьёзным недостатком свой большой нос. Любой, кто просто произнесёт при нём слово "нос" будет вызван Сирано на дуэль за оскорбление. Сирано любит свою кузину, красавицу Роксану, но не признаётся ей в своих чувствах, боясь быть отвергнутым из-за своего "уродства". Жизненно? Ещё как! Болезненно? Очень.

Роксана признаётся Сирано, что влюблена в красивого юношу Кристиана, но она не знает, умён ли он. Роксана попросила его написать ей письмо, но боится, вдруг он окажется глупцом, и тогда её сердце будет разбито. Она хочет красоты и внешней, и внутренней от своего избранника. Слишком высокие требования? Мне кажется, нет, обычные.

Сирано знакомится с Кристианом и находит, что он красив, добр и честен, но мало образован и не умеет излагать свои мысли, а Роксана мечтает о красивых словах любви. Так и вспоминается фраза: "женщины любят ушами". Сам Сирано способен говорить самые прекрасные и возвышенные речи, но он не так красив, как Кристиан. И тогда Сирано убеждает Кристиана, что будет его словами. Он будет писать за него письма и сочинять речи, которые Кристиан потом будет говорить возлюбленной. И в этом случае Сирано не имеет никаких дурных мотивов, он хочет порадовать Роксану, не дать ей разочароваться и создать для неё "идеального возлюбленного". Многие ли способны на такую жертву? Сирано отказался от своего права на любовь, ради других. Он любил и страдал, а мужем Роксаны стал Кристиан.

Сразу после свадьбы Кристиан и Сирано уезжают в лагерь военных действий. Роксана просит Кристиана писать ей как можно чаще. Но лагерь окружён неприятелем, и молодому человеку нечасто удается отправить жене письмо, написанное всё так же Сирано. Сирано же, зная, как Роксана ждёт писем, пишет их каждый день, а то и два раза в день и, рискуя жизнью, проходит мимо неприятеля по несколько раз в день, чтобы отправить письма от имени Кристиана. Дела Сирано говорят о его глубокой любви к Роксане громче слов, даже самых возвышенных.

Роксана приезжает в лагерь, она мечтает увидеть мужа. Девушка признаётся, что читая его письма, полюбила его ещё сильнее, так как его душа прекраснее его внешности. Узнав от Сирано, как часто он писал Роксане, Кристиан догадывается, что Сирано любит Роксану и признает, что Сирано победил, ведь жена сама сказала. что "душа прекраснее внешности". Кристиан просит Сирано признаться Роксане, а сам кидается в атаку и погибает. Да, Кристиан не так умен и талантлив как Сирано де Бержерак, но он не хочет строить своё счастье на чужом несчастье. Настолько мне жаль, что его жизнь так закончилась, что не хочется рассуждать прав он или неправ. Он поступил так, как повелело ему его доброе сердце. Он тоже оказался способен на жертву ради счастья другого.

А Сирано этой жертвой не воспользовался, он так и не признался Роксане, что это он, а не Кристиан писал ей письма. Роксана же, потеряв мужа, ушла в монастырь и хранила, и перечитывала письма, наполненные любовью к ней, и страдала без любимого мужа. Каждую субботу в течение 14 лет Сирано де Бержерак навещал её и развлекал разговорами. Но однажды враги смертельно ранили Сирано. Перед смертью он признаётся Роксане в своих чувствах и умирает у неё на руках. Роксана узнав, что все письма написал Сирано, понимает, что всю жизнь любила именно его. Эта сцена потрясает. Смертельно раненый Сирано приходит к Роксане, скрывая свою рану, и мужественно пытается вести обычный разговор и лишь в последние минуты открывает тайну, которую хранил много лет. Роксана второй раз теряет любимого человека, она остаётся одна. Мне даже страшно представить, какую боль она испытывает от того, что слишком поздно узнала правду и что осталась без человека, который любил её так самоотверженно.

Источник Яндекс картинки
Источник Яндекс картинки

"-... Но всё-таки с собой

Кой-что я уношу, как прежде, горделивым,

И незапятнанным, и чистым, и красивым, -

Кой-что оставлено и мне ещё судьбой.

Сегодня вечером, да, да, в гостях у Бога

Я у лазурного остановлюсь порога

И покажу ему тот знак, что был мне дан...

-Что ж это, милый мой?

-Мой рыцарский султан".

В этих последних словах весь Сирано - рыцарь в лучшем смысле этого слова. Сам Ростан определил жанр своей пьесы как "героическая комедия". Только самые сильные духом люди способны посмеяться над своими недостатками. Таким и был Сирано де Бержерак.

И вот они извечные вопросы:

Что важнее: красота или душа?

Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Невольно думаешь: "Всё могло бы быть иначе". Помните у Пушкина: "А счастье было так возможно! так близко..."? Лучше, по-моему, не скажешь.

События пьесы "Сирано де Бержерак" происходят в середине XVII века, а написана она была Ростаном в конце XIX века. И это было для меня ещё одно потрясение. Я была уверена, что автор чуть ли не лично знаком с настоящим Сирано де Бержераком. Настолько правдивым получился образ главного героя. Прекрасные стихи завораживают не меньше, чем сюжет.

Если читали это произведение, поделитесь, какое впечатление оно на вас произвело.