Найти тему
Анна Трофимова

Село Оскуй. Культурный код. Часть первая. Следы белого медведя.

Село Оскуй находится на самом севере Новгородской области, близко к границе с Ленинградской. Название «Оскуй» - загадочное для русского уха. Среди обилия в округе вполне славянских названий, которые довольно легко можно интерпретировать, Оскуй не вписывается никуда. Бытующая в округе версия про «Ковку осей» звучит очень каламбурно, а больше ничего не придумывается.

Как я уже писала, помимо Оскуй в окрестностях имеется еще два селения с созвучными именами. Это Ругуй и Кукуй, правда находятся они уже в Ленинградской области.

Найденная группой «Славное село Оскуй» (https://vk.com/selooskuy) связка с лодкой «ушкуй» вепсского происхождения дала очень интересную пищу для размышлений и породила своеобразное исследование культурной прослойки местности, которое и будет описано далее.

Для начала, раз название вепсское, посмотрим, кто же такие вепсы.

Вепсы или весь – северный народ, в настоящее время признанный национальным меньшинством и живущий в нашей стране преимущественно в Карелии.

Весь – племя, из которого произошли современные вепсы, обитавшее к началу Х века к северо-востоку от славян. Относится оно к группе фино-угорских племен. Вообще «финны» – слово немецкое, это значит обитатели болот, заболоченных и сильно обводненных мест. А «Vesy» - по–фински – « вода». Просто мы называем обитателей северных болот немецким именем, так уж исторически сложилось.

Южная граница вепсских поселений к началу Х века проходила как раз примерно там, где и находится село Оскуй - по северной границе современной Новгородской области.

картинка из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Славянская_колонизация_Северо-Восточной_Руси
картинка из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Славянская_колонизация_Северо-Восточной_Руси

Начавшееся затем расселение славян на северо-восток поглотило эти земли. С чего вдруг славяне валом повалили на север в болота веси - тема для отдельного исследования. Но по заявлениям авторитетных историков вепсы мирно приняли славян вместе с их культурой и языком. Это подтверждает Карамзин, который писал, что весь, как и племена мери и муромы, жившие в междуречье между Окой и Волгой, «обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» (Н. М. Карамзин «История Государства Российского»).» Историк О.В.Ключевский в своем «Курсе русской истории» отмечал: «…сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго–западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Происходило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев. Могли случаться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Другой знаток истории русской культуры, Д.С.Лихачев, в эссе «Заметки о русском» писал: «Русские хоть и не всегда, но по большей части жили в мире с соседними народами. Мы можем отметить это уже для древнейших веков существования Руси. Мирное соседство русских и карельских деревень на севере в течение тысячелетия – факт очень показательный».

Таким образом, получается, если название вепсское, то и селение вепсское, причем образовавшееся не позднее Х века. Ибо на занятых землях не называют уж селения именами подвластного народа(тем более принявшего культуру и язык). То есть Оскуй, Кукуй, Ругуй могли существовать еще в Х веке, несмотря на то, что первое упоминание в летописи (в частности об Оскуй) относится аж к ХVI веку). То есть разница между вышеизложенной гипотезой и первым упоминанием не менее 600 лет.

Внести ясность могли бы археологические раскопки. Цитирую Павла Колосницына, сотрудника истфака НОВГУ: « В принципе различить славянское и финно-угорское поселение можно на ранних этапах существования – IX-X века. В это время материальная культура сильно отличалась - погребальный обряд, украшения, посуда и даже инструменты были разные. А потом вещи смешались и надёжно определить этнос сложнее».

То есть, если на местности присутствует культурный слой хотя бы Х века, то выделить его славянскую или вепсскую принадлежность достаточно просто. Однако для этого требуются исследования.

Финно-угорская и в частности вепсская культура представляет сейчас объект довольно пристального внимания как научных кругов, так и многочисленных реставраторов и энтузиастов.

Теперь о самой лодке, точнее об ее названии. Вепсский ушкуй - это небольшая лодка северных звероловов, используемая для охоты на местного зверя (белый медведь, морж, тюлень…) и рыбалки в прибрежной полосе северных морей.

Этимологический словарь Макса Фармера гласит следующее:

ушку́й "вид речного судна", диал. у́шкой, олонецк. (Кулик.), др.-русск. ушкуи (Новгор. 4 летоп. под 1320, 1366 гг. и т. д., Воскрес. летоп. и др.; см. Срезн. III, 1344), ушкуиникъ "речной разбойник" (Новгор. 4 летоп.), ускуи (Псковск. I летоп.), ушкулъ (Моск. летописи ХVI в.; см. Соболевский, РФВ 66, 346). Источником считается др.-вепс. *uškoi̯ "небольшая лодка", стар. фин. wiskо – то же, эст. huisk, род. п. huizu "перевоз"; см. Миккола, FUF 13, 164 и сл.; Этногр. Обозр. 94, 138 и сл.; Калима 31, 235. Неправильно сближение со шкут, вопреки Горяеву (ЭС 390).

Отмечу,что Фармер в своей статье ссылается на авторитетных финских ученых-лингвистов(Йосеппи Юлиус (J. J.) Миккола, Эйно Армас Калима). связывая происхождение слова «ушкуй» с древне-вепсским языком.

Словом «Ошкуй» или «оскуй» поморы называли «царя полярных стран» - белого медведя. «Дай Бог моржа на суше – а оскуя на воде», - гласит старинная поговорка поморов. (Черников И.И. Русские Украйны. Завоевания Великой империи). Это название было у поморов в ходу еще в XIX веке. Кроме того, ошкуем и сейчас называют подвид полярного медведя, который крупнее обычного и обитает на севере Сибири.

Есть свидетельства, в частности былинные, что ушкуйники украшали свои корабли головой белого медведя: Так, в былине в описании корабля Соловья Будимировича сказано: «На том было соколе-корабле два медведя белые заморские».

царь полярных стран
царь полярных стран

Но поморы – явление смешения новгородцев и коренных финно-угорских племен, то есть появившееся само по себе позднее расселения славян на север.

Откуда же тут, на северо-западе России взялось пусть и вепсское название, но связанное с именем белого медведя, ареал обитания которого отсюда довольно далек?

Есть также лингвистический вопрос ударения. Если ударение в словах Ругуй и Кукуй не вызывают сомнений, то Оскуй произносится с ударением на первый слог, несколько расходясь этим свойством с ушкуем(лодкой), оскуем(белым медведем) и ближайшими поселениями вепсского происхождения(Ругуй и Кукуй) . Может ли это быть объяснено трансформацией во времени в связи с использованием названия славянскими народами и возможным неудобством произношения в первоначальном виде? Это опять же вопрос к специалистам.

Должна отметить, что гипотеза не нова. Вот тут https://www.chitalnya.ru/work/3128677/ автор Сергей Завацкий в стихах выразил недоумение по поводу игнорирования этих совпадений специалистами научной сферы.

Есть и еще одно совпадение. Совместное с европейцами предприятие по производству стекловаты в г. Чудово (районный центр недалеко от села Оскуй) носит название URSA, что в переводе с латыни означает «белый медведь». Возможно ли, что европейцы знают нашу историю получше нас, и для них связь новгородской земли и белого медведя не является загадкой или это снова «просто совпадение»?

логотип компании URSA
логотип компании URSA

Комментарий старшего научного сотрудника ИЯЛИ КарНЦ РАН Строгальщиковой З.И.:

«Истоки, якобы древневепсского слова - uškoi̯, не выяснены, и более того, оно вошло в науку уже в русской огласовке.»

Комментарий главного научного сотрудника ИЯЛИ КарНЦ Муллонен И.И.(ученый лингвист, специалист по вепсской топонимике).:

Поморское название белого медведя ошкуй не имеет никаких выходов на вепсский язык, в котором по понятным причинам нет номинации для белого медведя, а бурый именуется словом kondi. Поморское ошкуй принято связывать с коми ош (основа ошк-) ‘медведь’[напр., Мызников С.А. Русский диалектный этимологический словарь. Лексика контактных регионов 2019. С. 565-566].

Фонетическую связь между У(о)шкуя – Оскуй не могу отвергнуть. Как не могу с ней и безоговорочно согласиться, потому что это не исследовано, как практически не исследованы возможные прибалтийско-финские следы в топонимии новгородской земли. Меня не устраивает здесь и другое: река не может называться «Медведь» или «Лодка». Она должна быть на худой случай хотя бы «Медвежьей» или «Лодочной», т.е. быть соответствующим образом оформленной грамматически или структурно. Об ударении: в прибалтийско-финских языках ударение закреплено на первом слоге и могло переноситься на второй в ходе славизации.

Единственное, что может – с большой натяжкой – иметь какой-то прибалтийско-финский отзвук, это концовка –уй (в Ругуй тоже), которую возможно связывать с приб.-фин. oja ‘ручей, небольшая река’. В регионе Присвирья, который я знаю несравнимо лучше, чем Поволховье, этот термин при русской адаптации приобретал вид –уй (напр., речки Кивуй, Палуй и др.)

О топониме Ругуй не могу сказать ничего без специального исследования. Кукуй в принципе может быть связан с расположением поселения на возвышенности.

Дополнение: древне — вепсское(?) uškoi̯ очень напоминает русское «узкий».

Действительно, Оскуй - довольно узкая хоть и длинная река, лодка «ушкуй» - узкая относительно , например, ладьи, а белый медведь визуально более «узкий», чем его бурый собрат.

Рассмотрим, как из «узкий» могло получиться Оскуй, ошкуй и ушкуй .

Варианты народного говора «Узкой» или «узкОй» имеют место и в современной деревенской речи. Таким образом, вопрос ударения в названии реки довольно логичен.

Влияние вепсов или иных финских племен, обитавших тут в момент проникновения сюда славян, объясняет трансформацию окончания на -уй

При этом: по-вятски слово "узкий" звучит почти как "ушкой" (так говорили ещё недавно вятские старики).https://historicaldis.ru/blog/43323529446/Ushkuyniki

Ушкуйники получили свое это название в летописях предположительно только со времени их появления на Волге. Ранее они значатся «отряды новгородцев», «повольники», «молодечество».

То есть, чередование з-ш на Волге также объяснимо.

На языках северных народов России белый медведь получил множество имен: урюнг-эге (үрүҥ эһэ, якутский), умка (умкы́, Чукотский), сэр варк (Ненецкий), нанук(эскимосский). И только у поморов - он именно ошкуй. На языке коми, к которому принято возводить поморской «ошкуй» , белый медведь будет - еджыд ош . Ош-это для коми любой медведь, в т.ч. бурый.

То есть, северная трансформация слова «узкий» проходила под влиянием северных языков и приняла форму «ошкуй» в значении « белый медведь». То, что славяне проникли в земли района Оскуй раньше, чем на Поморье очевидно, то есть возможно и название узкой лодки, и само славянское слово «узкий» пришло на север уже под влиянием вепсского или другого языка финно-угорской или даже прибалтийской группы.

Комментарий группы Языковедение. Древнерусский язык https://vk.com/drevnerusskij_i_staroslavyanskij по поводу старорусского написания слова «узкий»:

По-старославянски - ѫзъкъ, ѫзъкыи (краткая и полная форма), по-древнерусски так же, но носовой [о] в нем утратился, поэтому вместо юса большого пишется диграф ѹ (обычный звук [у]): ѹзъкъ, ѹзъкыи.

Написание буквы «оук»возможно вначале слова, но "зѣло" неуместно, если следовать строгим правилам, поскольку этой буквой обозначался [дз]/[з], возникавший при чередовании с [г] (например, в словах князь, звезда и др.).

Таким образом, чередование о-у тоже объясняется.

А так как в русском языке оглушаются одиночные согласные, то чередование з-с становится понятным тоже. Ведь всем известная устная традиция Древней Руси. Особенно ,если название реки записывали со слов. А в переходный период, когда письменный язык интенсивно преобразовывался, употребление для записи оглушенного «з» в форме «зело» становится более вероятным.

Комментарий Ольги Васильевой:

«Разночтения они не только возможны, а так и было. Мне встречались источники, где писали как Бог на душу положит, даже в одном слове по-разному»

Таким образом, общая характеристика у реки, лодки и медведя породила созвучные названия для них, а трансформация слова "узкий" до "оскуй" случилась в результате ассимиляции славян с местным населением (финно-уграми, балтами, коми, весью, волжскими племенами).

По некоторым сведениям топоним «Оскуй» в отношении водных артерий Новгородской области не уникален, это лишний раз доказывает , что в его основе лежит понятие «узкий» (сведения случайны и не проверены).

С учетом того, что лодки часто получают имена рек, на которых их делали и где они использовались, можно считать название реки первичным относительно названия лодки, хотя и саму лодку можно считать независимо "узкой", исходя из ее внешнего оформления.

Село Оскуй, похоже, древнее-предревнее, не позднее Х века и оно изначально - не славянское, а скорее вепсское. Название же ему, как и реке, дали пришлые славяне, назвав реку «Узкая река». А в результате ассимиляции с местным населением слово претерпело трансформацию до современной формы.

На севере же, куда славяне расселились до Белого моря, став поморами, по тому же принципу назвали и белого медведя, а в походах ушкуйники(тоже славяне) избрали его звероморфным покровителем.

Когда ушкуйники сменили направление походов с севера на юг(Волга, Орда...) покровитель возможно был изменен. Но название его сохранилось. Украшение на носу корабля ушкуйников на изображениях далеко не везде похоже на медведя, а иногда больше на дракона. Некоторые исследователи выводят название "ошкуй" из мокшанского языка (мокша - племя, часть мордвы) и переводят его как "змей"(который тоже длинный и узкий).

Надо понимать, что северный ушкуй не особо пригоден для перевозки большого количества людей и грузов, а корабли речных разбойников (ушкуйников) вмещали 30 человек на борту и до 4 тонн груза, что кажется невероятным для такого суденышка как ушкуй. В следующей части попробуем оценить возможности такой лодки, ее устройство и материалы, которые использовались для ее изготовления.

опубликовано также в вк https://vk.com/@45910-selo-oskui-kulturnyi-kod-chast-pervaya-sledy-belogo-medvedya

продолжение тут https://dzen.ru/media/id/610316065c741153c3b24ddc/selo-oskui-kulturnyi-kod-chast-vtoraia-sekrety-berestianoi-lodochki-636ea62300eb99775d7206a4