Найти тему
Свой человек

Наш ответ НАТО: американцы в 1953 году сбили советский лайнер, русские без лишних слов уничтожили самолет ВВС США уже через 2 дня.

Самолет-разведчик RB-50. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Самолет-разведчик RB-50. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Приветствую вас уважаемые читатели канала!

Они просто оказались не в том месте и не в то время», - любил вспоминать ныне уже покойный капитан ВВС США Ральф Парр о своей «победе» над советским самолетом Ил-12 в последний день Корейской войны, 27 июля 1953 года.

Советский грузовой самолет направлялся из Порт-Артура (современный Далянь, Китай) во Владивосток над китайской провинцией Маньчжурия. Его маршрут пролегал вдоль корейской границы, где он был перехвачен американским реактивным истребителем F-86 Saber капитана Парра. Инцидент, унесший жизни 15 советских офицеров и шести членов экипажа, поставил две сверхдержавы на грань крупного конфликта. Американский капитан сбил советский самолет не над Северной Кореей, а в воздушном пространстве Китая, в которое американским пилотам было строго запрещено входить.

Полковник в отставке. Ральф Парр держит свой портрет. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Полковник в отставке. Ральф Парр держит свой портрет. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Изучение обломков показало, что шесть человек на борту советского самолета были убиты пулями и осколками, в то время как остальные погибли при крушении самолета. В корпусе Ил-12 было 19 пробоин, парашюты и личные вещи офицеров были повреждены.

Так почему же американский пилот решил пойти на такие крайние меры, когда война вот-вот должна была закончиться, и сбить беззащитный грузовой самолет?

В погоне за медалями и высокими званиями

«Ральф Шерман Парр был одним из лучших американских пилотов-асов», - говорит военный историк, бывший начальник разведки Тихоокеанского флота, полковник в отставке Павел Левшов.

«Существует мнение, что он очень хотел стать «двойным асом», для чего ему требовалось сбить еще всего один вражеский самолет, доведя общее количество побед до 10».

Чтобы заполучить свою десятую жертву, американский пилот и направился в запретную зону в тот последний день войны.

Тем не менее, амбиции Парра были не единственной возможной причиной нападения.

По словам Игоря Седова, исследователя Корейской войны, разведке США было известно, что 27 июля Ил-12 должен был доставить командование советским Тихоокеанским флотом с Ляодунского полуострова обратно в СССР. Однако партийное заседание, на которой они присутствовали, длилась дольше, чем ожидалось, и вместо этих высокопоставленных лиц самолет взял других пассажиров и вылетел по расписанию.

Ил-12. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Ил-12. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Американская версия инцидента

США признали, что они сбили советский самолет, но не пришли к согласию по одному ключевому пункту. По мнению американцев, Ил-12 был сбит не над Китаем, а над Северной Кореей. Этот пункт почти снимала с них всякую вину, превращая инцидент из злонамеренного преступления в обычное явление на войне, которая в тот день все еще продолжалась.

Ральф Парр позже признался, что во время расследования его командиры пытались замять дело. Однако американский асс (теперь уже двойной асс) был уверен в своей безнаказанности и твердо стоял на своем.

Кто-то из американцев сказал: «Почему бы нам не назвать это Мигом?»

Реактивный самолет F-86F Sabre. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Реактивный самолет F-86F Sabre. Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

В конце концов, США отклонили советский иск, поданный в международный суд в Гааге с требованием возмещения ущерба и компенсации родственникам жертв.

Интересна сумма иска: советское правительство, определило размер компенсационных выплат и потери самолета в 7 446 000 рублей, или в 1 861 500 долларов США, из них 961 тыс. рублей это стоимость Ил-12.

Советская месть?

Два дня спустя СССР совершил акт «возмездия» за смерть своих офицеров, но точно неизвестно, было ли это сделано намеренно или случайно.

29 июля американский самолет-разведчик RB-50 (модернизированная версия бомбардировщика B-29 Superfortress) вторгся в советское воздушное пространство в районе острова Аскольд, всего в десятках километров от Владивостока.

По словам капитана Александра Рыбакова, пилота одного из МиГов, отправленных на перехват американского самолета, когда они приблизились к нарушителю, советские самолеты попали под огонь. «Мой ведомый доложил, что нарушитель открыл по нам огонь. В ответ я дал два залпа с близкого расстояния. По моему приказу ведомый также открыл огонь по нарушителю. Сразу после этого американский самолет пошел вниз, перевернувшись через крыло, и исчез в густых облаках», - вспоминал пилот.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Самолет, потерпевший крушение в нейтральных водах, вскоре был обнаружен американскими кораблями. Второй пилот Джон Рош был спасен, тела двух членов экипажа были найдены. Остальные 13 человек, находившиеся на борту, считались пропавшими без вести.

СССР и США поменялись местами. Только на этот раз американцы утверждали, что русские атаковали их самолет над нейтральными водами, в то время как СССР утверждал, что RB-50 нарушил воздушное пространство их страны.

Обменявшись болезненными ударами и поняв, что дальнейшее противостояние ни к чему не приведет, две сверхдержавы решили смягчить конфликт, предав оба инцидента забвению.

Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.
Данная картинка из общедоступных ресурсов сети интернет принадлежит только ее авторам.

Единственным напоминанием об этих событиях является установленный в Жариковском сквере города Владивосток обелиск с именами погибших военнослужащих Тихоокеанского флота и пассажиров Ил-12.

Если вам понравилась статья подписывайтесь на этот канал! Для вас это всего один клик, а для меня огромная мотивация работать его дальнейшим развитием. Заранее спасибо! Хорошего вам дня и крепкого здоровья!

При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.