Найти в Дзене

Типы литературных героев. Женщины

Оглавление

О наиболее распространённых типах литературных героев-мужчин можно почитать в предыдущей статье. А в этой я решила разобраться с женщинами. И сразу скажу – это оказалось непросто. Мужчины в литературе, как и в реальности, рассортировались быстро. Хоть классификация и сильно упрощённая, но все же типы узнаваемые и действительно максимально распространённые. Если, например, тип «мудреца» не так часто встречается, то я его в классификацию и не включила. А вот разнообразие женских типажей значительно больше. Тут впору в каждом типе выделять отдельные виды.

В чём тут дело? То ли мужчины сами по себе более прямолинейны, а женщины более многогранны? То ли авторы предпочитают разрабатывать несколько наиболее востребованных у читателей типов героев-мужчин, а женщины с их (разбросанностью) разносторонностью и эмоциональностью в жёсткие рамки никак не вписываются. В общем, что получилось, то получилось. К тому же проблема оказалась с современными примерами. Героини женщины в современной литературе редко приобретают всенародную популярность не потому, что они плохо проработаны, просто их слишком много. Поэтому сложно найти несколько общеизвестных примеров.

Деловая женщина («слишком умная» в мужской интерпретации)

Уверенная в себе и знающая, что она хочет, героиня. Ориентированная не на всякие там амуры, а на дело. Дело может быть самое разное — от бизнеса и детективного агентства до управления пиратским кораблём. Главное качество — самостоятельность и независимость.

Привыкла всего добиваться сама, не нуждается в мужской поддержке, которую с презрением отвергает. Впрочем, как и любая женщина, долго сопротивляться любви не в силах, но упорно делает вид, что сошлась с мужчиной исключительно от скуки или из жалости к нему.

Примеры: Скарлетт О, Хара («Унесённые ветром» М. Митчелл), Ольга Ильинская («Обломов» А. И. Гончарова), Шелена («Верные враги» О. Громыко), Дэгни Таггарт («Атлант расправил плечи» Айн Рэнд). Очень непохожие друг на друга героини, но я постаралась в примерах показать разные грани типа «Деловая женщина». Это же касается и других типов.

-2

«Снежная королева» («стерва»)

Роковая красавица и светская леди или строит из себя такую. Расчётлива, цинична, знает что хочет, но не переутомляется в достижении цели и предпочитает выкладывать слово «Вечность» чужими руками. «Снежная королева» умело манипулирует людьми, особенно мужчинами, которые чувствуют, что ими манипулируют, но подчиняются. До поры до времени им кажется, что они просто играют, но, про себя посмеиваясь над холодной красавицей, чаще всего оказываются в её сетях.

«Снежная королева» не умеет любить, но прекрасно изображает любовь. Даже заводя любовника, она морочит голову не только мужу, но и ему. Одна из граней этого типа — «роковая женщина».

Примеры: Элен Курагина («Война и мир» Л. Н. Толстого) Софья Фамусова («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Карменсита («Кармен» П. Мериме), Ирэн Форсайт («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

Ирина Скобцева в роли Элен в фильме «Война и мир»
Ирина Скобцева в роли Элен в фильме «Война и мир»

«Хозяюшка» («из таких получаются хорошие жёны»)

Этот тип отличается сильным материнским инстинктом, который распространяется на всё окружение «хозяюшки». Она всех жалеет, опекает, обо всех заботится, и очень обижается, если эту заботу не принимают. Очень часто этот тип совместим с другим — с «серой мышкой». То есть «хозяюшка» редко отличается красотой и, тем более, элегантностью, в лучшем случае о ней говорят - «милая девушка».

В силу «зашкаливающей» доброты и наивности «хозяюшка» часто становится жертвой семейного долга и выбравшего её мужчины. Несмотря на то что этот тип героини способен и «коня на скаку и в горящую избу», авторы почему-то стремятся изобразить «хозяюшку» слабой жертвой. Впрочем, в жизни так тоже бывает. Этот образ любим у писательниц современной русской прозы, типа Улицкой Л. Вот ещё Г. Яхина со своей зажмуренной Зулейхой на этом типе потопталась. А среди читательниц немало тех, кому хочется посочувствовать тем, кому в жизни повезло ещё меньше.

Примеры: Сонечка Мармеладова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), Сонечка («Сонечка» Л. Улицкой). Впрочем, не все типы «хозяюшки» демонстрируют свою жертвенность. Есть и вполне счастливые милые девушки, например, Полина («Космобиолухи» О. Громыко)

Евгения Симонова в роли принцессе в фильме "Обыкновенное чудо"
Евгения Симонова в роли принцессе в фильме "Обыкновенное чудо"

«Принцесса» («Прелесть, какая дурочка!»)

Принцесса — это не титул, а суть данного типа. Такие героини блещут красотой, но не блещут талантами и вечно влипают в неприятности. Причём создаётся впечатление, что исключительно для того, чтобы их могли спасти, так как совершают часто уж совсем странные глупости. По-моему, это «принцессы» научили всех современных литературных (и кино-) героев в одиночку ходить в подвал, чтобы проверить, кто там воет.

Мужчины любят таких слабых и недалёких, так как рядом с ними они чувствуют себя сильными и умными. Иногда, правда, «принцесса» намеренно себя такой показывает. Однако, несмотря на очевидную недалёкость, своего принца в придачу с белым конём «принцессы» получают. Причём удачливость этих героинь целиком на совести авторов с комплектом роялей.

В качестве примера можно привести много произведений из современного жанра фэнтези, особенно юмористического. Так как авторы, как правило, умнее своих героинь, то этот тип больше пародийный. Но и в классике они встречаются. Например, Ольга Ларина в «Евгении Онегине». И ещё Наташа Ростова. Не возмущайтесь — я так вижу, да и Лев Николаевич именно такой Наташу изобразил. Не зря же это его любимый тип женщины.

«Авантюристка»

Единственный тип, совпадающий с мужским. Это активные интересные героини, стремящиеся к приключениям. Обычно они самостоятельные и независимые, а мужчин рассматривают как партнёров или соперников. Обожают материальные блага, но в авантюры пускаются ради «любви к искусству». А ещё больше они любят свободу. В книгах авантюристки могут быть воровками, пиратками, ведьмами, свадебными аферистками, шпионками, даже наёмными убийцами. То есть занимаются тем, где можно проявить свои таланты и не умереть от скуки. Кстати, королевы и принцессы тоже встречаются.

Примеры: леди Гамильтон («Леди Гамильтон» Генри Шумахер), Маргарита Навррская («Королева Марго «А. Дюма»), Анжелика («Анжелика» А.и С. Галон), Инеж и Нина Зеник («Шестёрка воронов» Ли Бардуго).

-5

«Подруга героя»

Такой тип героини встречается часто в мужских романах. Главная его особенность в том, что женский тип соответствует мужскому образу — оттеняет его, делает ярче, выразительнее. Как правило, это сильные женщины, способные защитить спину своего героя. Но путь в жизни выбирает именно он. Для «подруги героя» характерна преданность и самоотверженность. Но они будут терпеливо ждать своего героя, но не сидя у окошка. "Подруги" отправятся за ним или займутся своим делом, чтобы иметь средства и возможности для помощи герою. А если их партнёр погибнет, они отомстят за него. Именно такие женщины нравятся настоящим героям.

Примеры: Маргарита («Мастер и Маргарита» М. Булгакова), Гертруда («Страж» А. Пехова), Йеннифэр («Ведьмак» А. Сапковского).

На этом, пожалуй, поставлю точку, хотя сама понимаю, что классификация далеко неполная. Ведь есть еще просто хорошие девушки, занимающиеся полезным делом — получающие образование, открывающие магические лавки или выдающие книги в библиотеке. Но для художественной литературы в каждом из образов должна быть какая-то изюминка. Она и выражается в проявлении качеств того или иного типа, а иногда в сочетании их.

Женские образы в литературе очень разнообразные. Но будем считать, что это самые яркие типажи, а вы в комментариях можете дополнить.