Ну что же, дамы и господа,в продолжение рубрики о путешественниках позвольте представить вам одного из самых неординарных представителей своего времени, друг Пушкина, Грибоедова, а также прототип персонажей для множества произведений – Фёдор Иванович Толстой. Многие из вас, увидев фамилию, наверняка заинтересовались: а не был ли он случайно родственником всемирно известного Льва Николаевича? Конечно, был, но об этом я расскажу чуть позже.
Являясь шестым ребенком в относительно небогатом, на знатном семействе, Фёдор был отправлен на школьное обучение в морском кадетском корпусе. Уже тогда по воспоминаниям своих современников, он обладал незаурядной физической силой и жестокостью. В кадетском корпусе он в совершенстве освоил стрельбу и фехтование, что сделало его крайне опасным противником на дуэлях.
Первая дуэль его состоялась в возрасте…17 лет! Причиной тому послужил дикий нрав Фёдора и замечание офицера в его сторону по поводу дисциплины.
В 21 год он под отправляется в кругосветное плавание под командованием Крузенштерна (кстати, про него мы тоже писали, кто не помнит – ищите ниже). Но интересно не то, куда и с кем он отправляется, а каким образом он попадает на борт, ведь на тот момент он служил не во флоте, а в Преображенском полку. И для того, чтобы избежать наказания за очередную провинность на службе, он договаривается со своим тезкой, двоюродным братом, который числился в составе экипажа, но страдал морской болезнью.
Нелегально оказавшись на корабле, Толстой и не подумал смирить нрав, а напротив, только пуще разбушевался, позволяя себе злые шутки над невидимыми им людьми. Так, однажды споив корабельного священника, он сургучом приклеил бороду священника к палубе, поставив там казенную печать. Когда священник проснулся – он напугал его, что ломать печать будет нарушением закона и надругательством над имперским величием, вследствие чего бороду пришлось отрезать.
Еще одной историей, в которую трудно поверить, но которая тем не менее подтверждается документально было следующее: на одном из островов в Тихом океане Фёдор покупает орангутана, который быстро становится любимцем команды. И пробравшись вместе с ним в каюту капитана, Толстой показал ему, как пачкать чернилами судовой журнал. К возвращению Крузенштерна в свою каюту было испачкано уже 7 листов. Конечно, ярости капитана не было предела. В конце концов, капитан не выдержал подобных выходок и высадил его наконец на Камчатке, где по одной из версий он добрался до Алеутских островов, где провел несколько месяцев с местным племенем. По неподтвержденным рассказам самого Толстого, там он стал вождем племени тлинкит, а также раскрасил свое тело татуировками, которые потом с гордостью демонстрировал на светских кругах.
Однако теперь Толстой оказался один на другом конце России, без связей, возможностей и средств к существованию. Он решает двигаться в сторону Санкт-Петербурга. Это путешествие, в течение которого он передвигался на телегах, санях, а порой и пешком. Но лишь узнав о его появлении, Александр 1 отправил его в тюрьму и издал специальный указ о запрете въезда ему в Санкт-Петербург.
Но на войне Фёдор Иванович был как в своей стихии. Его смелость и отчаяние вдохновляли подчиненных на новые подвиги и спасали жизни. Однако его дерзость разрушали всю его карьеру, ведь пройдя 11 поединков он практически не продвинулся по службе. Вот таким он был, двоюродный дядя Льва Николаевича, прототип персонажа из «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Война и мир».