Эта статья публикуется на основе интервью с Марией Белой, бывшей ученицей художественной школы ПОКРОВ.
Текущая ситуация на издательском рынке и перспективные профессиональные направления с учётом того, как всё развивается
В книжном рынке как почти сторонний наблюдатель я вижу, что многие журналы, в которых очень интересно было бы поработать амбициозному дизайнеру, переходят или уже давно перешли в цифру. Детские книги становятся конкурентами с планшетами, поэтому в них становится больше вещей, которые не могут содержаться в цифре. Детские книги стараются выиграть с помощью крутой механики, музыки, popup’а или тактильных вставок. Это не хорошо, не плохо – просто все меняется.
Веб — очень интересная сфера. Когда есть база, например, графического дизайнера, туда можно перейти, зная, как перепрыгнуть из одного пространства в другое. Это такой полезный навык, сложный, но если им овладеть, то очень здорово можно себя чувствовать в профессии.
Бывает, работники из сферы веба, когда подбирают дизайнеров, не хотят брать людей с полиграфическим бэкграундом, их смущает то, что полиграфисты привыкли иметь дело со статичным пространством, а в вебе оно динамичное, и вообще надо сочетать мобильную версию с десктопной, и чтобы дизайн свободно адаптировался под разные форматы экрана.
В таких ситуациях нужно просто показывать портфолио. Показать на примерах, что я так умею. Да, могут отказать, если видят работы из другого направления, здесь просто нужно доказывать делом.
Преимущество полиграфического бэкграунда
Я бы делила полиграфический бэкграунд на прикладную часть, когда ты знаешь технологию печати, материалы, знаешь как картинка будет выглядеть на печати и почему именно так, и второе – это дизайнерская база: типографика, шрифты, каллиграфия, композиция – такая база, которая, по сути, везде одна. И если освоить ее в полиграфии, то она сохраняется, просто нужно добрать навык перехода в другое пространство. Если понимаешь, чем отличается веб, тогда будет легче перейти. У меня этот переход занял три месяца. Важно понять, например, что в вебе типографика остается, но если в полиграфии очень важны поля и расстояния до краев, то в вебе это уходит, либо остается в отдельных приемах, например, в autoscale. И также с остальными навыками: понимаешь, что остаётся, что уходит, а чему ещё нужно научиться, и проблемы в переходе в другую сферу нет.
Про такой переход у нас в институте было хорошее задание: сделать декорации к пьесе. Но не просто декорации, когда подбираешь мебель и костюмы из нужной эпохи, а рассказать историю абстрактно, с помощью пространства. Например, стены: где-то – шершавые, где-то – гладкие, где-то – зеркальные. Какой-то герой находится только наверху, остальные – внизу. У одних героев много места для движения, а другие находятся на маленьком клочке сцены. Продумать, как пространство меняется по мере действия пьесы. Когда декорации готовы, тебе говорят: «Отлично, теперь всё то же самое покажи в книге с помощью композиции и типографики, без иллюстраций». И вот это тот же самый переход из одного пространства в другое. Теперь история возникает в пространстве книги. И параллельно с этим было задание проиллюстрировать эту же пьесу. Мы рассказывали одну и ту же историю тремя способами. Имея такой опыт, переходить между сферами в дизайне, конечно, проще.
Одно из главных преимуществ, что полиграфическая школа дает такого, чего не дают другие – это неакадемическое рисование. Оно дает больше пространства для маневра, больше смелости, потому что веб-дизайнер все равно контактирует с иллюстрацией, с пятном, с изображением. Чувство композиции, чувство пятна, форма и контрформа, все эти вещи очень сильно развиваются при неакадемическом рисовании.
Конечно, еще очень сильная школа шрифта, каллиграфия. Она мне до сих пор очень помогает, я ее помню и продолжаю обращаться к записям, которые я делала во время учебы в институте.
Еще один важный навык после Полиграфа — рассказывать истории. Мы учились быть сценаристами и режиссёрами в книге. Придумывали концепции, находили смыслы и решали, с какой стороны преподнести книгу и как вести читателя по ней.
Академическое рисование – что это дает?
Конечно, академическое рисование – это база. Если знаешь, как строится голова, то нарисуешь её одной линией, нарисуешь ее совсем пятном, просто потому что понимаешь, что она из себя представляет. И это будет убедительно. Еще преимущество — это дисциплина, понимание стадий и того, что все происходит последовательно, логично.
И еще, конечно, если говорить про обучение в нашей школе, то это такое комьюнити людей, которые поддерживают. Мы до сих пор очень хорошо общаемся с моей группой, потому что сюда приходят люди, которые имеют одни и те же ценности, с такими людьми легко находить общий язык.
О тех, кто сейчас учится в нашей школе, особенно о тех, кто ее заканчивает – последнее звено – те, кто понимают, что свяжут свой дальнейший путь с чем-то художественным.
Выбор вуза – как оценить, на что ориентироваться, куда двигаться?
Во-первых, надо дать себе свободу. Сказать себе, что я могу поступить туда, куда я хочу. Потому что сложнопрогнозировать рынок на 6 лет вперёд. Сильных специалистов и специалистов уровня middle мало. В очень многих областях. Если сделать шаг от junior до middle,всё получится. Поэтому идти стоит туда, где нравится, чтобы сделать этот шаг с радостью, интересом и мотивацией.
Junior и middle, т.е. начальный и средний уровень, – это весьма условное деление. Junior – это тот, кто только начинает свой путь в профессии. У него что-то получается, что-то – не очень. Он может очень смело и эффектно начинать, но его внимание еще не натренировано и опыта (а значит насмотренности и решения реальных задач) не хватает. А потом, когда приобретается опыт и дополнительные навыки в смежных областях, можно сказать, что это middle, который уже видит, что – так, что – не так, может сам дать себе конструктивную критику. До этого уровня доходят не все. Сейчас очень низкий порог входа в профессию дизайнера, и огромное количество junior’ов. Некоторые из них очень крутые и у них есть большие перспективы, но надо иметь силы и упорство, чтобы стать middle.
Высший уровень – это senior дизайнер, который просто делает классно.
Отсрочка на год при поступлении в вуз – плюсы и минусы
Я, как и многие, поступала спустя год после школы, это нормально. Плюсы в том, что ты закончил школу, этап прошел, и видишь: это ушло, это ушло, это тоже ушло, а вот это осталось. Мне с этим как? Мне нормально? Или мне мало? Я по математике, может быть, скучаю…
Еще плюс, конечно, освобождается много времени, и можешь посвятить себя только подготовке к поступлению. Для меня это был потрясающий год, я вспоминаю его с большой любовью. У меня были живопись, рисунок, композиция, русский язык, и все это было вместе и про одно. Мне очень нравилось, я была в это очень погружена, и у меня не было никаких тревог, что я что-то упускаю.
Я сдавала ЕГ сначала со своим классом и потом пересдала спустя год. Большой плюс, что его можно пересдать, так я улучшила результат.
Из минусов такого года после школы — можно слишком расслабиться. Настолько влиться в этот спокойный ритм, что будет очень трудно входить в рабочий ритм к учебному году. Вот это может быть минусом, если не обладать дисциплиной и внутренней мотивацией.
Советы поступающим – как готовиться, как сдавать экзамены?
Готовиться надо с сильным преподавателем, который сможет раскрыть ценности и смыслы метода конкретного вуза. Если грамотно построена подготовка, то сам экзамен не будет сверхстрессом. Конечно, стресс будет, это абсолютно нормально, но ты будешь знать, что делать. Ты можешь паниковать, но умом будешь знать: первая стадия — эта, потом – эта, потом – эта. Такая система должна быть простроена в голове. Я на экзамене рисовала и подумала: «А представлю-ка я себе, что я здесь уже учусь». И так стало здорово! Я расслабилась, у меня все получилось.
Советы студентам – как учиться в вузе, как нарабатывать полезные связи?
В вузе нужно смотреть по сторонам, наблюдать за тем, что делают одногруппники, однокурсники, ребята с других курсов, ходить на просмотры. Смотреть, что делают коллеги в другом институте, что вообще делают дизайнеры в этой профессии. Не стесняться добавлять всех в друзья в социальных сетях, общаться. Подходить и говорить: «Я видела, ты сделал отличную работу! Можно я покажу тебе свою, может быть, ты скажешь своё мнение?»
И делать это не с мотивацией: «Сейчас я заведу себе связи и это поможет мне в будущем», а просто потому, что это интересно, здорово и естественно — заводить друзей. В институте учишься не только у преподавателей, но и у студентов. Вы вместе развиваетесь, вместе обсуждаете и решаете задачи. Сообщество очень важно.
Также важно не бояться подходить к преподавателям. Если нравится, как ведёт преподаватель из другой группы, можно подойти к нему и сказать: «Можно я буду ходить на ваши занятия?», и 90% скажут: «Да.» Нам даже преподаватели говорили: «Если вы хотите, приходите к нам.» Просто студенты не выдерживают нагрузки и чаще всего сливаются после нескольких занятий. Но можно ходить, делать задания, получать feedback, и так тоже учиться. Сколько вы возьмёте знаний из института — только ваша ответственность. Институт – это во многом человеческий фактор, но он может работать в обе стороны: вам может не повезти с преподавателем, но вы можете сами себе помочь. Если появляется преподаватель, который ведет у вас, и, вам кажется, что это очень сильный преподаватель, идите в деканат и говорите: «А можно нам его еще на год оставить?» Это реальный случай, мы так сделали, и у нас появился еще один сильный преподаватель.
Можно выбирать вуз по навыкам, которые хочется получить – то же академическое рисование, иллюстрация, или керамика, – можно воспринимать это как навыки и идти за этим. А можно идти за профессией, но очень важно понимать, что именно эта профессия собой представляет, понимать не только творческую часть профессии, но и прикладную. Например, что дизайн интерьеров предполагает как общение с заказчиками, так и ведение проектной документации и осуществление авторского надзора на стройплощадке.
После института диапазон навыков может быть очень большой, это позволяет идти в разные отрасли. В творческих профессиях выбор будет очень широкий: веб, дизайн, графика, брендинг, книжная и digital иллюстрация, анимация, 3d, motion-design.