Найти в Дзене

"На Западном фронте без перемен". Ужас и безумие Первой мировой войны

Подпишись на канал, чтобы поддержать автора и не пропустить новую статью! 28 октября на стриминговой платформе Netflix вышла экранизация одноимённого романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Режиссёром выступил немец Эдвард Бергер, знакомый широкой аудитории по сериалу «Патрик Мелроуз». Фильм снят с участием немецких актёров, самым известным их которых является Даниэль Брюль («Бесславные ублюдки», «Гонка», «Алиенист»). Он же по совместительству один из продюсеров амбициозной экранизации. Довольно символично, что именно немцы решились на современную экранизацию знаменитого произведения Ремарка. Кому, как не им, показывать ужасы Первой мировой? И те причины, что двигали молодых людей идти на войну. До Второй мировой самой кровопролитной кампанией считалась Великая война, в последствии названная Первой мировой. Общие человеческие потери всех стран, принимавших участие в конфликте только убитыми и пропавшими без вести, составили по разным подсчётам от 15 до 22 млн. чело

Подпишись на канал, чтобы поддержать автора и не пропустить новую статью!

28 октября на стриминговой платформе Netflix вышла экранизация одноимённого романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Режиссёром выступил немец Эдвард Бергер, знакомый широкой аудитории по сериалу «Патрик Мелроуз». Фильм снят с участием немецких актёров, самым известным их которых является Даниэль Брюль («Бесславные ублюдки», «Гонка», «Алиенист»). Он же по совместительству один из продюсеров амбициозной экранизации. Довольно символично, что именно немцы решились на современную экранизацию знаменитого произведения Ремарка. Кому, как не им, показывать ужасы Первой мировой? И те причины, что двигали молодых людей идти на войну.

Многочисленные убитые тела, оставленные на поле боя
Многочисленные убитые тела, оставленные на поле боя
  • Первая мировая война

До Второй мировой самой кровопролитной кампанией считалась Великая война, в последствии названная Первой мировой. Общие человеческие потери всех стран, принимавших участие в конфликте только убитыми и пропавшими без вести, составили по разным подсчётам от 15 до 22 млн. человек. Просто непостижимые для ума безумные цифры. Как считали современники, это была война, которая должна была положить конец всем будущим конфликтам. Бескомпромиссно жестокая и кровавая, но последняя битва. Как мы знаем, они глубоко заблуждались.

Танки идут в атаку
Танки идут в атаку

Первая ассоциация, приходящая на ум при упоминании Первой мировой — узкие траншеи, наполненные грязью, людьми и смертью. В боях за тонкую полоску земли гибли сотни тысяч солдат. В период с 1914 по 1918 год человечество изобрело новые, ещё более изощрённые способы убийства друг друга. В ход шли смертоносный газ, огнемёты, первые танки и самолёты. Солдаты умирали от пули, удушья, огня, гусениц танка и артиллерийских снарядов. В отсутствии изобретения на тот момент антибиотиков, любое, самое незначительное ранение могло привести к смерти. Это была страшная война. Ремарк был непосредственным участником боевых действий на Западном фронте. На основе своих впечатлений от увиденного он написал одно из самых знаменитых антивоенных произведений в истории человечества.

"Ничейная земля" - тонкая нейтральная полоска земли между окопами французов и немцев
"Ничейная земля" - тонкая нейтральная полоска земли между окопами французов и немцев
  • "На западном фронте без перемен"

И хотя экранизация произведения обязана своим названием немецкому классику. Так ли в фильме много от одноимённого произведения? Главный герой фильма, как и романа — бывший школьник Пауль Боймер, призванный на фронт вместе со своими одноклассниками. В романе Ремарка описано гораздо большее количество персонажей, с которыми служит Пауль, чем в фильме. Тут режиссёр решил ограничиться тремя одноклассниками главного героя (Франц, Альберт, Людвиг) и двумя ветеранами роты (Катчинский и Тьяден).

Катчинский - ветеран и главный добытчик в роте Пауля
Катчинский - ветеран и главный добытчик в роте Пауля

Фильм никоем образом не пытается досконально повторить события романа. Да, тут нам тоже покажут окопные «будни» и несколько сцен из романа. Например, сцену убийства Паулем французского солдата в воронке, наполненной водой и грязью, или кражу провианта у французских фермеров. Но в целом фильм можно считать свободной адаптацией романа. Где создатели картины взяли только пару сцен из произведения и некоторые имена персонажей. Так что если вы ожидали увидеть детальную экранизацию произведения, вы будете разочарованы. Создатели фильма прежде всего сконцентрировались на показе военных действий и тягот солдатской жизни. Фильму очень не хватает главы из романа, в которой Пауль приезжает с фронта к своим родителям на кратковременный отпуск. Не показать яркий контраст мирной жизни и фронтовых «будней» главное упущение данной экранизации.

Главный герой - Пауль Боймер
Главный герой - Пауль Боймер
  • Ужасы войны и антивоенная тематика

За последнее десятилетие кинематограф редко радовал нас детальным показом ужасов войны. На ум приходят только «Ярость» Дэвида Эйра и «По соображениям совести» Мэла Гибсона. Но эти картины, несмотря на всю жестокость, происходящую на экране, нельзя назвать антивоенными. Ещё реже можно вспомнить фильмы о Первой мировой. Тут вспоминаются только «1917» Сэма Мендеса и «Боевой конь» Стивена Спилберга. Но они тоже не подходят под категорию антивоенных. Если первый — практически классический роад-муви, где герою надо добраться от точки А к точке Б. То второй — про неразлучную дружбу коня и его хозяина. Экранизация «На Западном фронте без перемен» следует главной мысли романа Ремарка. Показывает войну такой, какой она является: кровавой, страшной, бесчеловечной. Война у Ремарка — противоестественное явление современного человеческого общества. Эдварду Бергеру удалось одинаково хорошо показать ужасы Первой мировой войны и её бессмысленность для рядового солдата, побывавшего на ней. В этом плане фильм — одна из лучших антивоенных картин современности. Которую не стыдно было бы показать автору оригинала.

Пауль после убийства француза в яростном ближнем бою
Пауль после убийства француза в яростном ближнем бою
  • Заключение

«На Западном фронте без перемен» очень качественно и красиво снятое кино, определенно заслуживающее Вашего внимания. Тревожная музыкальная тема въедается в мозг с первых же секунд. Фильм снят изумительными по красоте выставленными кадрами. Эпичные верхние планы и обширные панорамы позволяют проникнуться атмосферой происходящего военного безумия. Детальный показ кровавых окопных схваток, сцены жестоких убийств — всё выполнено на высшем уровне. За 2,5 часа просмотра фильма у Вас сформируется стойкое желание никогда не становиться участником боевых действий. И это, на мой взгляд, лучшая рекомендация фильму, поставленному на основе самого знаменитого антимилитаристического произведения Эриха Марии Ремарка.

Спасибо за внимание и мирного неба над головой!
Спасибо за внимание и мирного неба над головой!