В День народного единства – 4 ноября – президент России Владимир Путин провел встречу с историками и представителями традиционных религий. Еще в зале присутствовали те волонтеры, которые чуть ранее в этот день возлагали с главой государства цветы к памятнику Минину и Пожарскому.
Встреча проходила в Манеже, где развернута выставка «Украина. На переломах эпох», открытую в «Манеже» в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства». Оргуправленческими и идеологическими рамками стал мегапроект «Россия – моя история», курируемый митрополитом Тихоном. Общение президента с историками и священнослужителями было приурочено также к 10-летию Российского исторического общества @historyrussia_org и Российского военно-исторического общества @RVIORF.
Во вступительном слове президент еще раз закрепил ключевые положения дискурса «непрерывного, постоянного потока»: череда Смут, преодолеваемые через сплоченность народа. Владимир Путин призвал рассматривать (и воспринимать) историю как единое полотно – с самыми сложными ее моментами, причем без шаблонов.
Превращение истории в главную политическую науку повысило требования к научно-образовательной среде: «растёт запрос и на работу высокопрофессиональных историков, учёных, вузовских преподавателей, школьных учителей».
Окончательно закреплен в дискурсе концепт «исторического суверенитета» как основе независимости государства и его безопасности: «отечественная история, культура – это база национальной идентичности, нашего менталитета, традиционных ценностей, воспитания подрастающих поколений и, что крайне важно, основа российской государственности».
Работа по историческому образованию и просвещению должна вестись во всех форматах и на любых уровнях:
«Дело чести государства, общества и, конечно же, историков – защищать и нашу подлинную историю, и наших героев, повышать качество исторического образования. Отмечу, что сейчас этот предмет изучают студенты всех вузов, а не только гуманитарных. Важно также грамотно и последовательно вести работу по историческому просвещению начиная с семьи, детского сада и со школы».
Принципиально важно подтверждение еще одного из недавно обнародованных на Валдае-2022 тезисов – сейчас идет в некотором роде гражданская война внутри единого Метанарода Русского:
«сражается друг с другом, по сути дела, один народ, по сути, противостояние идёт внутри одного народа».
Череда выступлений историков и Патриарха Кирилла дополняла картину цельной исторической политики различными контекстами и необходимыми решениями.
Модератором выступил научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян – он в подводках к выступающим расставлял дополнительные акценты: например, об историко-культурном стандарте, о необходимости больше внимания уделять истории Африки и колониализма в целом.
Артем Рубченко из Луганского краеведческого музея еще раз подтвердил – одними из первых интегрировать регионы в состав России приехали эмиссары РИО. Он попросил президента больше внимания уделить восстановлению музеев.
Илья Демаков (директор лицея МГИМО и «Учитель года – 2017») призвал отказаться от европоцентричности в преподавании школьной истории и вышел на предложение не делить предмет на отечественную и всеобщую компоненты.
Владимир Путин поддержал – как это было и ранее – отказ от европоцентричности. Ключевым мерилом важности того или иного государства он определил «потенциал». В этом контексте важны Азия, Африка, Латинская Америка.
Для России же он подчеркнул значимость двух формул: «Мы вместе» и «Своих не бросаем».
Награжденный Орденом Дружбы председатель правления РИО Константин Могилевский акцентировал внимание на региональной истории – для ее преподавания нужно подвести научно-методический фундамент, синхронизировать с курсом отечественной истории. Одним из наиболее успешных механизмов могут стать региональные дополнения к историко-культурному стандарту по аналогии с тем, как это сделано в случае с ЛНР. Далее они послужили бы базой для создания учебников.
Президент в ответ пообещал обсудить этот вопрос с министром просвещения Сергеем Кравцовым, а также предложил интегрировать преподавание региональной истории с работой краеведческих музеев. Вообще красной нитью в ответах и предложениях главы государства проходила идея – сделать исторического образования и просвещения более современным: наполнить музейные пространства современной техников, усилить игровые, интерактивные и иммерсивные форматы. Помимо исторической науки, образования, просвещения важна популяризация. Академическая наука, как это подчеркнул Владимир Путин, должна открыться новым технологиям, а архитекторы новых мероприятий – накопленной базе научных знаний.
Директор Института российской истории РАН Юрий Петров подчеркнул значимость (истории) Великой Отечественной войны для самосознания россиян – это «ментальный стержень нашей нации». Он напомнил, что по инициативе президента в РАН создан научный совет по истории ВОВ.
Юрий Петров еще раз прорекламировал 20-томную Историю России, первые тома которой вот-вот должны начать выходить. Третий отмеченный аспект не менее важен – по аналогии со школьным сейчас готовится стандарт преподавания истории в университетах, что также позволило бы систематизировать используемую учебную литературу.
Елена Кряжева-Карцева подчеркнула заслуги общества «Знание» @Znanie_Russia в популяризации истории, поставленной на системную основу, включая не только современные каналы распространения информации, через которые можно достучаться до совсем разных групп россиян, но также – (пере)подготовку лекторов. Основная задача – «пробудить сознание» сограждан. Стоит добавить – национальное самосознание.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов @mgimo_university выступил за то, чтобы были не забыты военный и культурный компоненты истории. Последний – в виде интеграции художественных произведений, музейных и театральных возможностей. Курс истории, как в общем-то и было задумано, должен стать «стержневым гуманитарным».
С такой постановкой вопроса согласился патриарх Кирилл, акцентировав внимание на необходимости изучения церковной истории.
Далее патриарх Кирилл выступил, по сути, с манифестом новой молодежной политики РПЦ – на удивлении прагматичной:
«Не надо себя, что называется, перевоспитывать, перелицовывать в попытке быть модным, понятным. Нужно всегда, конечно, оставаться самим собой, когда ты и с молодёжью говоришь.
Но работа с молодёжью должна быть сегодня очень неформальной. Надо доискиваться до чего-то того в душах молодых людей, что у них вызывает озабоченность».
Анатолия Торкунова президент спросил о новом не-европоцентричном фокусе в преподавании истории, на что ректор МГИМО сообщил – на завершающих стадиях создание нового учебника. Оба собеседника согласились, что нужно нащупать очень тонкий баланс между: Россия на фоне мира и мира на фоне России.
От двух исторических обществ выступил председатель РИО @historyrussia_org Сергей Нарышкин, который выделил три фактора: усиливающийся запрос общества на объективные знания; безусловность привлечения специалистов-историков; история – это поле битвы, где орудия: историческая правда против лжи и фальсификаций. Еще раз глава СВР подчеркнул, насколько много историков работают сейчас в рядах службы.
Наталья Нарочницкая передала панегирик Владимиру Путину от сербской Академии наук, а также посетовала, что в России маловато патриотического мерча, особенно детского. Еще, по ее мнению, мало патриотически-ориентированных игрушек и игр.
http://kremlin.ru/events/president/news/69781
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/28618