Приветствую всех любителей истории. Сегодня хочу поведать об еще одном интересном эпизоде столетней войны. Случившийся за 10 лет раньше битвы при Пуатье, которая была описана мной в статье: "Разгром французской армии в битве при Пуатье". Битва при Креси не менее эпохальное сражение Столетней войны. Итак, устраивайтесь по удобнее, не забудьте про печеньку с чаем, поехали!
1. Предыстория сражения.
После разгрома французов в морском сражении при Слейсе, Эдуард III, 31 июля 1340 года, осадил город Турне во Фландрии, верный Франции. Это был один из самых крупных провинциальных городов французской короны, с населением около 20 тысяч человек. Сам город представлял из себя огромную современную(по тем временам) крепость, с недавно отстроенными стенами при 74 башнях. Большой гарнизон, около 6 тысяч человек, под командованием опытного полководца графа де Фуа. Брать крепость штурмом было самоубийством. В распоряжении английского короля было около 23 тысяч человек. Англичане конечно собрали десяток огромных требуше, из привезенных деталей и пытались пробить стены, но безуспешно. Стены города были построены с учетом обороны против подобных машин, к тому же ответный огонь метательных машин из города, вел успешную контрбатарейную борьбу. Пришлось, сделать ставку на длительную осаду, взять город измором. И что любопытно, когда французский король Филипп VI, после длительного бездействия, спешил со своим войском на помощь гарнизону крепости, то к этому моменту у Эдуарда III закончились деньги на содержание армии. Самое смешное, что в это же время закончились припасы у защитников Турне. Крепость вот-вот должна была капитулировать. 7 сентября французское войско подошло к городку Бувин, что в 15 км от осажденной крепости. На следующий день сюда пришли и англичане. В итоге все решилось переговорами о мире, в которых немаловажную роль сыграла сестра Филиппа VI Жанна де Валуа, по совместительству еще и тёща короля Англии.
Но перемирие не было долгим, боевые действия, хоть и вялотекущие, возобновились уже в 1341 году и продолжались с перерывами до июля 1346 года. Когда английский король высадился сразу в трех местах: во Фландрии, в Нормандии и в Гиени. Хотя английские войска всегда высаживались под предлогом отобрать у французского короля корону для своего сюзерена, по факту, все их рейды представляли из себя грабительские походы или как их называли сами англичане Chevauchée (Шевоше). Основные силы во главе с Эдуардом III успешно действовали в Нормандии, захватив много крепостей, города Кан, Руан, добыв огромную добычу. Английские корабли были переполнены добычей и некоторые стали дезертировать, желая поскорее увести награбленное домой. Войско английского монарха прошло вдоль Сены, опустошая все на своем пути. Англичане даже разорили несколько охотничьих резиденций Филиппа VI, будучи в 30 км от Парижа. В городе была паника, король отправил сына Ионна Богемского с 500 латников для поддержания общественного порядка. Англичане перешли Сенну и вместо того, чтобы дать бой на поле у предместий Парижа, повернули на север, для соединения со вторым своим отрядом, орудующим во Фландрии.
Эдуард спешил перейти реку Сомму. Филипп VI, не проявляя до этого особой прыти, внезапно бросился в погоню, преодолевая по 40 км в день. Ему, во что бы то ни стало, необходимо было первому оказаться у Соммы. Французы первыми оказались в Амьене, который стоит на этой реке, в то время, когда английская армия была еще в 40 км от нее. Избегая сражения Эдуард поворачивает на запад, к морю, в надежде найти место для переправы. Деваться англичанам было некуда, кораблей нет, да и не успеть погрузиться, французы выдвинулись из Амьена, преследуя островитян. Это была западня.
Однако в последний момент английская армия ускользнула из ловушки. То ли пленник, то ли живший в этих местах англичанин показал им проход через 3-км приливное болото и брод Бланштак через Сомму. По рассказу Фруассара, это был некий пленный слуга Гобен Агас, получивший за это свободу и 100 "ноблей". На рассвете 24 августа англичане атаковали построенные в три линии на другой стороне брода войска Годемара и-дю-Фэ, 500 тяжеловооруженных всадников и 3000 пеших ополченцев. Под прикрытием массированного обстрела лучников английская тяжелая конница графа Нортгемптона и Реджинальда Кобхэма перешла брод, смела оборонительные порядки французов и обратила их в бегство. За полтора часа вся английская армия с обозом перебралась через Сомму. Начавшийся затем прилив помешал основной французской армии, шедшей вслед за англичанами, пересечь Сомму тем же путем.
Войска Эдуарда, решая проблемы обеспечения своей армии, разграбили крупный портовый город в устье Соммы, под названием Ле Кротуа. Филипп же, все-таки не решился перейти вслед за англичанами через Бланштак.
Положение английски войск не самое лучшее. Кораблей нет, обоз набит огромной добычей, его не бросить - жалко, французская армия на хвосте, которая рано или поздно их настигнет. Английский король решает дать бой. Проведя 25 августа рекогносцировку, находит идеальное место для генерального сражения. Небольшой пологий холм, близ старой римской дороги из Амьена в Кале, близ деревушки Креси. Место было идеальным для сражения. Французы могли придти только по этой самой дороге. Неожиданности быть не могло. Эдуард дал войску отдохнуть, после чего англичане стали готовить позицию к битве. Накопали множество "ямок", для того, чтобы лошади многочисленной французской кавалерии переломали ноги, при атаке холма. Лучники поставили 3 ряда кольев. С тыла и флангов англичан прикрывал лес. В это время, французский монарх переправился через Сомму, расквартировавшись в городке Абвиль, где весь день ожидал растянувшиеся войска.
2. Расстановка и соотношение сил.
Англичане после утренней молитвы заняли боевые позиции на холме и стали ждать французов. Как обычно с численностью англичан полный диссонанс в источниках. Называются цифры от 8500 до 25000. Буду придерживаться "объективной середины", так как все-таки английские войска несли потери во время рейда, плюс, надо было оставлять, пусть небольшие, гарнизоны в захваченных крепостях. Войско Эдуарда делилось на три отряда ("баталии"). Правофланговым отрядом номинально командовал принц Уэльский(в будущем "Черный принц"), в реальности командовали опытные рубаки, графы Уорвик и Оксфорд, а также Жоффруа д'Аркур. В него входили около 1000 спешившихся рыцарей и латников, 3000 лучников. Левофланговым отрядом из 1000 латников и 2000 лучников командовали графы Арундел и Нортгемптон. Сзади и ближе к центру стояла игравшая роль резерва баталия самого Эдуарда III; в нее входило 700 латников и 1000 лучников. Всего у англичан было около 9000 воинов. "Рукава" лучников на флангах были выдвинуты чуть вперед, чтобы иметь возможность вести перекрестный огонь. Примерно в километре поставили "вагенбург" из повозок обоза, внутри которого разместили лошадей. Сделано это было, только для одного, чтобы ни одна сволочь даже не думала сбежать. Это и придавало смелости лучникам, они были уверены что их не бросят. К тому же в войске был наследник, поэтому железобетонно латники не оставят позиции и будут защищать наследника до последнего. Если они побегут, то потом их всех казнят.
Cуществует версия, что у английской армии было около 100 "рибальдов", размещенных на повозках сразу за строем лучников – маленьких кувшинообразных пушек, стреляющих небольшими стрелами типа арбалетных. Они были неточными и имели малую дальность стрельбы, но огнем и шумом вызывали замешательство и страх, особенно у лошадей. Было и несколько более тяжелых картечниц. Согласно T.F. Tout, "Firearms in England in the Fourteenth Century", 1934, именно столько было заказано Эдуардом перед походом 1346 г., хотя и не факт, что все они сопровождали его армию. По утверждению Фруассара, "рибальд" (по-французски "рибодекен") – это 3 или 4 пушечных ствола, установленных на одной повозке, но ко времени, когда он писал свою хронику (1361 г.) артиллерия сделала большой шаг вперед; впрочем, этими стволами могли быть как раз "кувшинообразные стрелометы".
По другим источникам у англичан было только 2 (по одному из списков хроники Фруассара) или 3 (по "Большим французским хроникам") пушки, и эти скромные цифры представляются более вероятными. Английский король уже несколько лет (минимум с 1333 г.) экспериментировал с подобными устройствами, но в полевых сражениях они раньше никогда не применялись.
Павел Юрьевич Уваров
Французов, англичанам пришлось ждать до 4 часов дня, все то время, войско Эдуарда находилось на позициях, в полном боевом облачении. Во время похода к Филиппу VI прибывали окрестные пехотные городские ополчения, непонятной численности. Их по началу ждали, но учитывая их организованность, стало понятно, что они их "не дождутся никогда". Так как организация марша у этих ополчений была никакая.
Численность французской армии в источниках, также самая разная, от 20 до 60 тысяч человек, доподлинно известно только количество конницы - 12 тысяч. Видимо конных воинов действительно считали, в отличии от пехоты. При чем надо учитывать, что 12 тысяч боевых коней, а ехали то на заводных. Как минимум, у французских всадников, было по одному заводному коню(благо идти было не так далеко). Поэтому по дороге двигалось не меньше 24 тысяч лошадей. Плюс пехота, непонятной численности, которая шла по краям, вдоль конных колонн. В общем вся эта "орава" могла растянуться километров на 10-12.
Знаменитым английским лучникам, противостояли генуэзские арбалетчики, у Фруассара их число названо в 15 тысяч, что само по себе фантастическое преувеличение. Современные исследователи называют 6000, эта цифра взята из "Новой хроники" флорентийского историка Джованни Виллани
"…при французском короле находилось шесть тысяч генуэзских арбалетчиков и других итальянцев, ими командовали мессер Карло Гримальди и Оттоне Дориа"
Но столько арбалетчиков при Креси быть не могло. Это лучшие профессионалы высочайшего класса, которых только можно купить за деньги. Стоили они очень дорого. При чем принято было платить "сверху" за верность. Виллани точно знал сколько арбалетчиков нанял Филипп VI. И именно такое количество было нанято французским королем. Но, не все они были при Креси. 6000 - это на всю Францию. Часть из них располагалась в гарнизонах, в наиболее значимых городах и крепостях. Их использовали в морских сражениях. Есть другие источники, в которых указывают численность генуэзцев в 2 или 7 тысяч. Иногда командиром арбалетчиков называют одного Гримальди. С чего можно предположить, что их была половина, от всех нанятых королем. То есть, 3000. К тому же такое количество можно было быстро развернуть с похода и отправить бой.
Примерно к 4 часа дня англичане увидели французские войска. Первыми к полю боя прибыли самые организованные "баталии". Это были баталии Филиппа VI и Иоганна Люксембургского(он же Ян Слепой), вместе с арбалетчиками. Которые шли без павез, оставив их в обозе, будучи уверенными что сражения не будет, судя по времени. Начинать битву за пару-тройку часов до темноты - нонсенс. Было уже около 5 часов вечера, когда неожиданно для них, Филипп VI, под давлением своего военного совета командует: "Арбалетчики вперед". Генуэзцы были военными профессионалами, к тому же у них контракт. Делать нечего, перекрестились и стали разворачиваться.
Несмотря на конец лета, стояла невыносимая жара, но как обычно бывает, не успели арбалетчики построится в боевой порядок, как прошла легкая летняя гроза. Конечно, после дождя появилась грязь, но ее значение слишком преувеличивают. Для хорошо подкованной лошади, это не было особенной проблемой. Французская кавалерия не намного потеряла в скорости, как мы в дальнейшем увидим. Также дождем спекулируют на том, что арбалеты потеряли в дальнобойности, а английские лучники по снимали тетивы и спрятали в капюшон. Друзья нет, генуэзские арбалетчики, еще раз повторюсь, профессионалы самого высокого класса. Есть куча способов уберечь арбалет от влажности, спрятать под плащ, натереть воском и т.д. Уж за своим оружием, будьте уверенны, генуэзцы следили тщательно. Много написано про превосходство в дальнобойности английского лука перед арбалетом. Это тоже неправда. И у лука, и у арбалета прицельная дальность примерно одинакова - 250-300 м(речь идет о средневековых). Арбалет мощнее лука, у него бóльшая пробивная способность. К тому же, для хорошо бронированной знати, стрелы особой угрозы не представляли. Страдали лошади.
Есть интересное произведение «Книга арбалетов», написанная исследователем древнего метательного оружия - Ральф Пэйн-Галлвеем и опубликованная в 1907 году.
Ральф Пэйн-Галлвейн описывает разные конструкции арбалетов, а также даёт их некоторые характеристики.
Из современных исследователей - Алан Уильямс, "Рыцарь и доменная печь: история металлургии доспеха в Средневековье и раннее Новое время". В конце книги приложение с результатами экспериментов по обстрелу различных типов доспехов.
Кому интересно, почитайте, там все подробно описано. Останавливаться на этом не буду.
3. Сражение.
Как только дождь закончился, генуэзцы вышли на позиции, подошли метров на 250 к англичанам и дали залп. В ответ, на них прилетело примерно 25 000 стрел в течении минуты(5 выстрелов в минуту при стрельбе залпом по площади, на манер современных залповых реактивных систем). Не имея при себе павез, арбалетчики естественно дрогнули и побежали. В это время, в атаку пошла баталия графа Алансонского, вместе с королем. Естественно, часть арбалетчиков подавили. Неизвестно, говорил ли Филипп фразу:
"Убивайте весь этот сброд, они нам мешают и держат путь без резона"
или она была придумана хронистами. Но потом она гуляла по всем произведениям.
Эта конная баталия атаковала правое крыло английского войска. Лавина закованных в броню людей и лошадей, построенная в глубину на 4 шеренги и в ширину не менее 300 метров. Пройдя по склону, под непрерывным массовым огнем английских луков, миновав ямки и протаранив колья, французская конница врезалась в ряды англичан, столкнувшись с латниками и легкой пехотой, в которую тут же превратились лучники. Понятно, что не все добрались до англичан. Да и цельной формацией врезаться не получилось. Поэтому не было такого сокрушительного эффекта, на который рассчитывали. Всадники завязли. Лучники стаскивали французов с коней. Добивали упавших. Филиппу пришлось отойти. Вслед за баталией Алансонского, отправился Иоганн Люксембургский. Он спросил, где находится его сын? Ему сказали, что бьется в баталии графа Алансонского. Тогда он попросил привязать его к коню и отправится в атаку. Его коня зажали, между двумя телохранителями и он повел свою баталию в атаку на левое английское крыло. Где, собственно его и убили.
Важно, перед самой битвой, Эдуард отдал приказ пленных не брать, а того кто крикнет "грабь", должны зарезать свои. Чтобы все оставались в строю. В итоге обе французские баталии откатились. И казалось бы, на этом все должно закончится. Король был ранен в лицо, видимо он поднял забрало и стрела попала ему в лицо по касательной. Но дальше началось что-то невообразимое. Французы продолжили атаковать. Всего насчитали 16 атак. Их характеризуют как беспорядочные, но друзья. Организовать 16 атак конницы подряд беспорядочно не получится. Это наоборот, говорит об удивительном умении оперативно управлять войском по ходу битвы. Последняя атака случилась уже в темноте. Филипп был дважды ранен, под ним убили 4 коня. По настоянию графа Эно, король покинул поле боя и в сопровождении небольшого отряда отправился в Амьен. Потому что уже темно, не понятно где конница англичан. Была опасность того, что англичане пойдут в атаку. Армии Филиппа не было известно, что английские лошади находятся в километре от вражеского войска. Англичане же, естественно также остались на месте в боевом порядке. Потому что, также непонятно, темно, впереди враг, атаковавший уже 16 раз и нет гарантии, что не пойдет в атаку еще. И только утром, англичане увидели, что французы ушли. И тогда Эдуард отдал приказ собирать трофеи и считать убитых.
4. Итог.
Французы, прорываясь к англичанам, устраивали бойню. Об том говорит тот факт, что Эдуард Эдуардович - наследник английского престола был ранен. Учитывая, то как его охраняют и какие на нем доспехи, это говорит о том, что далеко не просто, далась победа англичанам. Не одним огнем из луков была выиграна битва, как некоторые пишут. Конечно, обстрел французской конницы безусловно сыграл заметную роль в победе, но все-таки решающую роль сыграла рукопашная. Также, очень выгодная позиция у английского войска, дала колоссальное преимущество для отражения атак, без преувеличения, лучшей, на тот момент, тяжелой конницы в мире, способной за короткий промежуток времени организовать 16 атак.
Потери французских рыцарей, оруженосцев, рыцарей - баннеретов, сержантов составили 1542 человека(согласно отчету Майкла из Нортбурга). Среди них были 11 французских графов и герцогов, в то числе Карл, граф Алансонский (брат короля), герцог Лотарингский (женатый на племяннице короля), Луи де Невер (граф Фландрский), Луи де Шатийон (граф Блуа, племянник короля), графы д'Омаль, де Сальм, де Бламон, д'Аркур (старший брат Жоффруа д'Аркура), де Сансер, д'Оксер, Сен-Поль. Франция потеряла почти весь свой командный состав. Армия Филиппа по сути была обезглавлена. Потери пехоты просто не считали.
У англичан погибло около 200 латников. Точные потери лучников неизвестны.
Эдуард III вернулся на "Туманный Альбион" триумфатором, с огромной добычей и не меркнувшей славой. Однако, никакой стратегической пользы, этот поход не имел. Как писал сам Эдуард:
"Мы пересекли королевство нашего противника, мы сожгли и разрушили много замков, поместий и городов и убили многих врагов".
Король Англии не мог удержать завоеванные и примкнувшие к нему территории. На это просто не хватало солдат. Все захваченные территории были почти сразу же отбиты французами, после ухода основных сил островитян. Английский гарнизон Кана был окружен и полностью уничтожен французскими войсками. Люди д'Аркура в Карантане были неожиданно схвачены местным импровизированным ополчением и были доставлены в Париж, где торжественно казнены.
Столетняя война продолжалась...
Путеводитель по каналу: "ссылка"
ССЫЛКА на telegram, подписывайтесь чтобы вовремя получать уведомления на новые статьи.
Спасибо что дочитали до конца!
Если Вам понравилась статья. Ставьте "пальцы вверх"
и подписывайтесь на канал.
Оставляйте свои комментарии.