Не всё так плохо с РНФ и РЦНИ как живописуют коллеги.
Сотрудничество с международными научными фондами осталось в функционале Российского центра научной информации – правопреемника по всем сюжетам, кроме распределения грантов, Российского фонда фундаментальных исследований. Взаимодействие с иностранной наукой буксует совершенно по иной причине – коллективный Запад свернул все программы и хочет «отменить научную Россию», с Востоком контакты продолжаются и даже нарастают. Но это происходит на фоне традиционной осторожности наших, например, китайских и индийских партнеров, которые действуют аккуратно, чтобы самим не попасть под санкции. С Ираном, в частности, у нас взрывное развитие отношений – в том числе, по научно-технологическому вектору.
Российский научный фонд действительно остается основным (и практически единственным) оператором грантовых линеек для фундаментальных и поисковых исследований. Однако, недавно функционал РНФ был значительно расширен - в него включены опытно-конструкторские и технологические работы, а также опытно-конструкторские разработки. Это позволит Фонду финансировать все стадии проектов полного инновационного цикла.
«Титаником» РНФ называть некорректно, в большей степени – это Ноев ковчег. Монополизм фондов развития действительно считается не слишком полезным для научно-технологического прогресса. Но на данном этапе – учитывая требования по форсированному формированию технологического суверенитета – концентрация львиной доли грантовых линеек является скорее преимуществом.
Вместе с тем, на базе РНФ сконцентрированы именно грантовые линейки, которые ранее были распределены между ним и РФФИ. Ряд мероприятий – например, мегагранты – так и остались с особой системой управления через Дирекции.
Российская академия наук «остается» далеко не формально. С избранием Геннадия Красникова президентом РАН было активизировано активное ее включение в систему принятия решений в области научно-технологической политики.
Экспертный функционал Академии весьма широк – это планы, промежуточные и итоговые отчеты по госзаданиям и планам фундаментальных и поисковых научных исследований всех НИИ и университетов страны (за небольшим исключением прямых правительственных подведов).
На президиуме 2 ноября Геннадий Красников обнародовал конкретные достижения и планы на краткосрочную перспективу. Во всех них четко прослеживается усиление Академии и расширение ее полномочий, в том числе – не закрепленных впрямую формально.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/28594