В начале заседания Президиума РАН 2 ноября Геннадий Красников отчитался о ходе работ, проводимых Российской академией наук, а также реализации его предвыборной программы. Далее – прямая речь президента РАН с некоторыми сокращениями.
Без групп
Достигнута с правительством полная договоренность. Мы оформляем документы, чтобы отменить категорийность по институтам. В текущих условиях она мешает развиваться институтам.
РАН для ОПК
Есть шестая подпрограмма ПФНИ [Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства]. Она рассчитана была на 80 млрд на несколько лет. К сожалению, кроме разговоров и виз она никуда не ушла – ее нет в бюджете. Я договорился с вице-премьерами и Михаилом Владимировичем [Мишустиным], что мы сейчас готовим обращение двух вице-премьеров – [Дениса] Мантурова и [Дмитрия] Чернышенко – по поводу того, что выйдет распоряжение Правительства об утверждении этой программы и начале финансирования с 2023 г. Просьба сделать ее апгрейд. Мы планируем начать ее с 2023 г. и постепенно будет увеличиваться финансирование до 25 млрд в год.
Связанность отделений
Я планирую 14 ноября чаепитие-совещание с академиками-секретарями. На постоянной основе будет встреча раз в месяц. На 14-ое вопрос – связан с госзаданием. К сожалению, у нас академики-секретари в формировании госздадния не участвовали. Я хочу несколько по-другому поставить работу так, чтобы на 2024-й год, но мы начали активно работать. Госзазание нужно посмотреть не только с точки зрения включения аппарата Академии, но и потребностей институтов, которые находятся под научно-методическим руководством отделений.
РАН и институты
Я бы хотел отрабатывать новую методику научно-методического руководства научными институтами. Фактически в законе написано – всех научных учреждений. Я хочу, чтобы мы сформировали комиссии по анализу научно-исследовательской деятельности научных институтов. Внимательно посмотреть – какие есть планы, достижения, как они соотносятся с мировым уровнем, какая аналитическая и приборная база и в том числе, как руководство институтов организует НИР. Это не дамоклов меч, но помощь – если руководство эффективно работает, но им не хватает ресурсов. Мы можем направлять предложения в Правительство.
Советы РАН
По поводу Советов – у нас идет работа. Вице-президенты анализируют научные советы при Президиуме. Я бы хотел, чтобы вы изучили Советы при отделениях, чтобы они все играли более роль
[Власти] хотят видеть РАН как главное экспертное сообщество по всем направлениям научно-технологического развития. Я бы хотел, чтобы каждый совет был привязан к какой-то программе НТР. Поскольку Совет является главным институтом экспертного сообщества – он должен иметь свою позицию по задачам, результатам, дорожным картам. Мы должны иметь свою четкую принципиальную позицию, отстаивать ее, чтобы к нам веско прислушивались.
Руководство – кадры
Я хочу, чтобы ведомства и госкорпорации, где есть научные и научно-технические советы, согласовывали кандидатуры членов с РАН. Я могу сказать, что такая работа идет – [ее проводит] Денис Мантуров (как председатель НТС ВПК).
РАН для суверенитета
Хотел бы попросить академика Каблова – проанализировать, как выполняются решения по направлениям технологической независимости России (биологической и т.п.).
Достижения
Прошу и академиков-секретарей и членов Президиума давать постоянную информацию о значимых достижениях. Я бы хотел каждое заседание президума начинать с этого.
Дела ремонтные
Очень важный вопрос – 300-летие Академии, которое будет в 2024 г. Мы один из вопросов, связанных с ремонтом территории. [Надо, чтобы] территория соответствовала нашему статусу.
РАН и закон
Все факты по ведущим учёным, по членам РАН – к кому есть претензии со стороны правоохранительных органов – сразу сообщать мне. Мы сформировали специальную группу юристов. Моя позиция принципиальная – я считаю, что к выдающимся людям должно быть аккуратное непредвзятое и соразмерное отношения. По моим наблюдениям здесь идет тенденция с перегибами.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/28582