Собственно, речь в статье пойдёт о предмете "Общее фортепиано" в музыкальных учебных заведениях профессионального направления.
Я не раз упоминала на обоих каналах, что училась в МПГУ на музыкальном факультете (2006-2013 гг.) и закончила там специалитет как дирижёр хора и магистратуру по направлению академического вокала. В магистратуре общего фортепиано нет, а на специалитете этот предмет был у нас четыре года из пяти. И очень часто я слышала от некоторых студентов высказывания подобного плана: "Не нужна мне эта пианина, я певец!". Почему-то многие, поступая на музыкальный факультет считают, что если фортепиано не является их специальностью, оно им вообще не надо. И наибольший процент возмущения этим необходимым предметом именно среди вокалистов. Я никогда не слышала, чтобы, например, теоретиков возмущала необходимость играть на фортепиано что-то кроме диктантов и упражнений по сольфеджио. Скрипачи совершенно нормально относятся к занятиям фортепиано (за редким исключением). Но вокалисты...
"Я же петь буду, не аккомпанировать, для этого есть концертмейстер!".
Да, конечно, концертмейстер есть. Но это не джинн, его с собой в лампе таскать не будешь, и по первому зову он не явится. Заниматься дома, например, тоже приходится. Хотя бы мелодию и пару аккордов сыграть надо уметь.
А когда появляются ученики? Вряд ли есть такой концертмейстер, который будет постоянно подстраиваться под их расписание. Конечно, если вы работаете, скажем, в музыкальной школе, то там концертмейстер положен по штату, и то не каждое занятие. А ученики требуют аккомпанемента, необходимо предоставлять им возможность его слышать.
Даже если вокалист не собирается преподавать (до поры), уроки фортепиано помогают ему учиться сосредоточенности, внимательности, развивают гармонический слух наравне с уроками сольфеджио. Способствуют формированию музыкальной эстетики и музыкального вкуса, помогают развивать чувство ритма и лучше разбираться в логике музыкальных нюансов. Развитие же мелкой моторики во время игры на фортепиано способствует активизации работы головного мозга - не для кого не секрет - в сфере улучшения качества дикционных навыков и памяти.
Да, может быть, фортепиано кажется кому-то сложным инструментом. Так никто ведь и не просит на первом же занятии играть Рахманинова.
Ещё одной важной функцией общего фортепиано для вокалистов является возможность наилучшего понимания мышления композиторов, вокальные произведения которых они поют.
Так что мысль "не нужна мне эта пианина, я певец!" - я понять как вокалист не могу и не хочу даже пытаться понять. Одно дело, если ученик занимается частно, но если человек хочет стать профессиональным певцом, ему просто необходимо играть на фортепиано.
Я преподаю вокал, фортепиано и сольфеджио. И я очень рада, что нам ещё в университете дали понять: не важно, кто ты по основной специальности, но лишних предметов в музыке не бывает. Нельзя ограничивать себя и свои способности. У меня есть ученики, которые, придя сначала заниматься вокалом, через несколько уроков заинтересовывались фортепиано и сольфеджио, и занимаются этими тремя предметами с удовольствием. Это я понимаю и принимаю с радостью. Ведь всё это составляющие того, что мы называем музыкой.
А вот тут можно почитать интетесную сказку в тему