«Цемент» университетской науки
В рамках совместной конференции ИОТ и ИВО прошла панельная дискуссия «Наука как драйвер университета: интеграция с производством, предпринимательством и молодежной политикой». Она объединила не просто различных экспертов сферы науки и высшего образования, но и людей принципиально разных взглядов на то, что же является драйвером в вузе.
Модераторы сессии Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» и Дмитрий Гужеля, заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» выделили науку как цемент для университета, который скрепляет все составляющие учебной и внеучебной деятельности.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова уверена, что «цемент» университетской науки скрепляют технологические истории, которые, в первую очередь, завязаны на людей, технологии, знания и компетенции, способные построить компанию.
«Платформа технологического предпринимательства должна быть бесшовной. У нас кризис персонала. В итоге все это превращается в жуткие документы. Технологическое предпринимательство предполагает большую воронку, через которую к концу года пройдут не менее 30 тысяч студентов», — рассказала Дарья Кирьянова.
Она также отметила, что понятие «Технологическая компания» до настоящего момента не было закреплено, несмотря на то, что это явление сейчас находится в фокусе госполитики.
Ключевая проблема в том, что технологическим предпринимательством в России занимается менее 1% населения, в то время как в развитых странах доля составляет до 30%.
Как следствие — важна роль государства в качестве заказчика технологического предпринимательства. Разрабатывается Концепция технологического предпринимательства в РФ, в документе будут отражены соответствующие механизмы и инструменты поддержки.
Остро стоит вопрос привлечения молодежи в предпринимательство, особенно технологическое. По оценке Росмолодежи, как отмечает Алексей Рвачев, руководитель трека Росмолодежь.Бизнес, информация по теме зачастую просто не доходит до молодых людей, поэтому они не вовлекаются в проекты.
Строительство как одна из высокотехнологичных отраслей заинтересована в росте числа технологических стартапов. Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов рассказал, что открытый в октябре на базе университета Центр компетенций будет иметь одну из задач — развивать предпринимательские навыки у студентов. Кроме того, вуз получил грант на акселлерационную программу в рамках технологического предпринимательства по линии Минобрнауки.
Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов, скромно умолчавший о второй своей ипостаси — лидер Кружкового движения НТИ, выделил технологию конструкторских бюро (которые были им же презентованы на ПМЭФ 2022) как один из способов построения технологического бизнеса.
«Опросы показывают, что у молодёжи есть активный запрос на участие в жизни страны. Технологический бизнес и молодежная политика имеют сейчас одну задачу — интегрировать молодого человека в большую политику страны», — отметил он.
И Александр Фадеев, проректор по цифровизации ТПУ, и Александр Збарский, заместитель начальника HR-департамента ОАО «РЖД» в контексте разговора подчеркнули важность глубокой интеграции с производством при подготовке специалистов.
Свою «ложку дегтя» внес председатель РСМ Павел Красноруцкий:
«Не каждый студент хочет и будет заниматься наукой. Предпринимательством в студенческие годы занимаются единицы, тем более, чтобы это работало. Если мы говорим поо технологическое предпринимательство — это на про студентов, тут даже мастодонты не всегда могут им заниматься».
По его мнению, развитие как студенческого, так и технологического предпринимательства — это игра вдолгую — 3-5 лет. Ключ к успеху на этом пути — выявлять тех ребят, которые умеют организовывать процессы, потому что это и есть предприниматели по натуре.
Врио директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования РФ Александр Ведехин акцентировал внимание на том, что реализованы различные инструменты поддержки науки на всех этапах, начиная со студенчества — СНО, СМУ, научные ставки для выпускников, жилищные сертификаты для молодых ученых и др. В логике разговора про технологическое предпринимательство это говорит о том, что сегодня представлена достаточно обширная воронка, позволяющая попасть в русло технологического предпринимательства, которое как раз и находится на стыке с наукой. Это, в свою очередь, однозначно отвечает задачам Десятилетия науки и технологий.
Дарья Кирьянова, перешедшая в Минобрнауки из крупной технологической компании, отметила, что имеет бизнес-видение стратегии развития пока неоднозначного (по результатам внедрения) технологического предпринимательства — долгие горизонты и концепция маленьких дел. Однако именно это сегодня во многом отвечает госзадачам в области импортозамещения и импортоопережения.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/28476