Есть четыре вида взаимодействия с ребенком
Контроль.
Когда ребенок делает первые шаги, родители находятся перед ним, чтобы ребенок не упал. Ценность имеет не направление, куда идет ребенок, а один шаг. Родители берегут эту ценность, сохраняя возможность подхватить, чтобы ребенок не травмировался.
По мере того, как ребенок учится ходить, родитель отходит и зовет к себе. Теперь ребенок имеет направление, цель – дойти до родителя. И ценность имеет не шаг, а направление.
Многие родители не могут выйти их этого состояния. Они всю жизнь стоят перед ребенком и зовут к себе. А ребенок продолжает бегать к родителям, чего-то от них ожидая, даже когда ему 30, 40, 50 лет.
Контроль – самый неэффективный вид взаимодействия, он нужен лишь для первого шага. Потом он начинает мешать, потому что ребенок не видит цель в жизни, но видит только родителя. И родитель не видит цель в жизни, видит только ребенка.
Ребенок не является собственностью родителей, он является собственностью будущего. Мы не имеем право присваивать ребенка, он дается нам на время, чтобы мы подготовили его к будущему.
Люди зачастую используют детей для удовлетворения вторичных выгод, чтобы было кому о них заботиться в старости, присваивают ребенка, не дают ему развиваться.
Детско-родительская зависимость перекладывается с родителей на детей. Теперь родитель зависит от своего ребенка, потому что так воспитывал, - чтобы ребенок был привязан к родителю. Это вторичные выгоды безопасности. А дети – заложники ситуации, потому что у них нет других вариантов.
Дети - заложники по жизни: между родителями, между родителями и учителями. Взрослые являются потолком для развития ребенка, если они сами не развиваются, они не позволяют этого и ребенку. Поэтому очень тяжело из положения контроля перейти в положение управления.
Управление.
Родитель находится за спиной ребенка, тогда он видит через ребенка цель, куда ребенок двигается, и потихоньку начинает им управлять.
Когда человек идет, он должен перенести вес тела с ноги на ногу, делает шаг только свободной от нагрузки ногой. Если родитель синхронизируется с ребенком, то есть, ему важны ценности ребенка, тогда они двигаются как одно целое, и родитель может управлять ребенком сзади. Родитель понимает смысл, куда ребенок двигается, и может легонько его корректировать.
Но для этого необходимо синхронизироваться и направлять управление на себя, а не на ребенка, тогда всё, что направлено на себя, будет изменять и ребенка. Если родитель не синхронизировался с ребенком, ребенок оторвется или родитель будет воздействовать на него силой, а сила возникает от слабости.
Сопровождение.
Взрослый стоит рядом с ребенком. Ребенок не видит взрослого, но он чувствует границы – вот здесь плечо отца. Слева ты свободен, а справа – границы отца. Ребенок учится уважать чужие границы.
Только когда человек прошел стадии контроля, управления, сопровождения, происходит отделение. Родитель уходит вперед, а ребенок делает выбор – идти за родителем или строить свой путь. Теперь ребенок полностью обучен, ему надо вести своих детей.
Но, пока родитель не пройдет все стадии, он будет зависим от ребенка.