Cемь лет назад, 9 ноября 2015 года, произошло интересное событие, связанное с историей Великолепной четвёрки. В этот день всплыла считавшаяся давно пропавшей электроакустическая гитара Gibson J-160E Джона Леннона, которую он использовал во время записи альбомов BEATLES Please Please Me и With the Beatles. Она появилась на аукционе Жульена и была продана за 2,41 миллиона долларов.
Гитару, которая пропала без вести, и о которой ничего не было известно более 40 лет, купил человек, пожелавший не разглашать свое имя, за сумму, втрое превышающую стартовую цену в 800 000 долларов.
Брайан Эпстайн, менеджер BEATLES, 10 сентября 1962 года купил два идентичных Gibson J-160E для Леннона и Джорджа Харрисона. Покупка состоялась в Rushworth’s Music House в Ливерпуле.
Эпстайн заплатил 161,05 фунта стерлингов за каждый из двух Gibson.
Именно на этой гитаре Леннон сочинил (вместе с Полом Маккартни) ставшие теперь классическими песни I Saw Her Standing There, She Loves You, I Want to Hold Your Hand.
Дальнейшая таинственная одиссея гитары стала одной из самых непреходящих загадок, докучавших битломанам с 1963 по 2015 годы.
На гитаре фирмы Gibson с корпусом типа Джамбо, верхней декой цвета Санбёрст из ели, и однокатушечным звукоснимателем P-90 было придумано множество мелодий, которые коренным образом изменили ход событий в рок-истории. И это несмотря на то, что Леннон использовал её в течение относительно короткого промежутка времени.
На следующем фото хорошо видно расположение звукоснимателя Р-90:
В 1963-м после одного из концертов BEATLES в лондонском театре Finsbury Park Astoria Theater инструмент был забыт роуди группы Мэлом Эвансом. Он позже вспоминал этот момент, «когда я потерял гитару Джона», как самый кошмарный в его битловской карьере.
В январе 1966 года Леннон уточнил, что гитара пропала во время 16-дневной серии концертов в Finsbury, но он не знал об этом, пока не закончились все шоу.
«Мы с Джорджем частенько таскали с собой наши джамбо, поэтому до конца концертов никто из роуди не заметил, что одной из них не хватает», - рассказал Леннон. «Неделю или две спустя я спросил у Мэла, куда он положил мою джамбо. Вот только тогда мы поняли, что гитару украли в Finsbury Park. И я так и не вернул её себе».
В общем, Эванс решил, что это он потерял гитару, а Леннон подумал, что ее умыкнули, но спросил Эванса об этом только через несколько недель после окончания концертов.
Энди Бабюк, автор книги Beatles Gear, считает, что «Мэл где-то оставил гитару, но у него не хватило духу рассказать об этом Леннону. А когда Леннон спросил его про гитару, вот тогда Мэл сказал ему, что он где-то её оставил».
Но была ли она украдена? Сам Леннон сказал про неё «pinch» (ущипнули), что в Англии является синонимом «steal» (украли). Но некоторые эксперты придерживаются иной позиции.
«Честно говоря, я так не думаю», - пишет Бабюк. «Лично я предполагаю, что следующая группа, которая пришла позже, чтобы выступить там - а это могла быть любая другая группа - так вот они, вероятно, нашли гитару, и сказали: «О, это крутая гитара», и взяли ее себе. Причем они понятия не имели, что это за гитара, и откуда она взялась. Но, возможно, они всё-таки знали, что это за гитара, и променяли ее на что-то другое, потому что не хотели иметь проблем с Ленноном. Всё дело в том, что никто ничего не знает наверняка».
Но вне зависимости от того, имела тут место кража или нет, никто из THE BEATLES - ни Леннон, ни менеджер группы, ни Эванс, отвечавший за пропажу - никогда не обращались в полицию по поводу украденной гитары. Кроме того, они не апеллировали к страховой компании на тему возмещения ущерба пропавшей или украденной гитары, принадлежащей Леннону. Гитара была просто сочтена всеми участниками утерянной, и Леннон время от времени поддразнивал Эванса: «Мэл, ты сможешь вернуться на работу, как только найдешь мою гитару».
Вскоре Леннон, вновь через Эпстайна, заказал еще две такие же гитары Gibson J-160E. Что же произошло с ними? Одну из них Джон подарил своему другу, а вторую джамбо он постоянно использовал на протяжении всей своей музыкальной карьеры вплоть до своей смерти в 1980 году. Именно на этой J-160E, он играл во время постельных протестов 1969 года в Амстердаме и Монреале. Сегодня эта гитара принадлежит семье Леннон и находится в Зале славы рок-н-ролла в Кливленде.
Возвращаясь к пропавшей гитаре: следующие четыре года её жизни остаются загадкой, но в 1967-м она снова всплыла на поверхность. В Калифорнии. Это был очень бурный год в эволюции фолка, рока и блюграсса на местной сцене Сан-Диего, города-миллионника. Gibson Джона проявился в гитарном магазине города под названием Blue Guitar.
Никто, так или иначе связанный с магазином, не помнит, кто принес туда гитару, не осталось никаких записей, и, конечно же, никто не знал о том, что это за инструмент. Зато известно, кто его купил. Молодой человек по имени Томми Прессли в возрасте 21 года, ученик плотника и любитель блюграсса, частенько посещавший магазин, приобрел гитару за 175 долларов.
Прошло два года, и Прессли, испытывая нужду в деньгах для переезда, продает гитару по той же цене своему другу Джону Маккоу.
В течение следующих четырех десятилетий Маккоу время от времени играл на этом инструменте, но он рассказывает, что Gibson обычно висел у него дома на стене или лежал в шкафу. «То, что вы видите сейчас», - говорит он о царапинах на гитаре - «не изменилось с того дня, когда я купил ее 46 лет назад. Все эти небольшие вмятины, царапины, потертости, которые вы видите, были уже тогда».
В апреле 2014 года Маккоу, возобновивший к тому моменту свою музыкальную деятельность, был на уроке гитары в Sanctuary Art and Music Studio в Сан-Диего. По окончании урока он обратил внимание на журнал, лежавший на журнальном столике студии - Guitar Aficionado 2012 года. На обложке была фотография сына Джорджа Харрисона, Дхани. А на одной из страниц журнала - Gibson J160-E 1962 года выпуска, который до сих пор принадлежит фирме Harrison Estate.
Обратив внимание на близкие серийные номера двух гитар, Маккоу и его друг Марк Интравайя, владелец студии, связались с автором Beatles Gear Энди Бабюком, который через некоторое время подтвердил, что это пропавший инструмент Леннона.
«Именно в этот момент я понял, что не могу оставить себе гитару», - сказал Маккоу. «Она слишком велика для меня. Она больше не сможет поместиться в моем доме».
Итак, гитара была продана на аукционе. Оставался ещё один вопрос - о правомерности такого действия Маккоу. Но как уже отмечалось выше, никто из THE BEATLES или их команды никогда не подавал никаких исков в отношении этого инструмента. Кроме того, по законам Великобритании, максимальный срок для подачи такого иска в некоторых случаях составляет 12 лет, а в большинстве случаев - шесть. Так что Маккоу вполне законно стал миллионером.
«Я думаю, что он получил хорошую отдачу от моего урока за 80 долларов!», - сказал его учитель гитары Марк Интравайя.
Самый ранний из известных моментов, когда Леннон использовал эту гитару, датируется 11 сентября 1962 года, на следующий день после покупки. THE BEATLES с Ринго Старром, совсем недавно заменившим Пита Беста, записали на студии Love Me Do и P.S. I Love You.