Найти в Дзене
Транжира

Самый скандальный художник Франции

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного «я»?" Александр Дюма-сын о Жан Дезире Гюстав Курбе. Этот живописец один из первых художников - реалистов своим ню - натурализмом взорвал устои в изобразительном искусстве. На протяжении нескольких лет жюри парижского ежегодного Салона отказывало ему в участии в выставках. После скандальной картины "Купальщицы", которая шокировала Наполеона III и его супругу, в выставках ему было отказано. Рубенсовские формы изображенных женщин вызвали у императрицы ассоциации с лошадиным крупом, а император даже ударил по полотну хлыстом, критики плевались на изображение босых грязных ног купальщиц. До него никто не решался так изображать реальную обнаженную натуру. До середины 19 века в живоп
Гюстав Курбе (1819-1877). Картина-скандал.
Гюстав Курбе (1819-1877). Картина-скандал.
"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного «я»?"
Александр Дюма-сын о Жан Дезире Гюстав Курбе.

Этот живописец один из первых художников - реалистов своим ню - натурализмом взорвал устои в изобразительном искусстве. На протяжении нескольких лет жюри парижского ежегодного Салона отказывало ему в участии в выставках. После скандальной картины "Купальщицы", которая шокировала Наполеона III и его супругу, в выставках ему было отказано. Рубенсовские формы изображенных женщин вызвали у императрицы ассоциации с лошадиным крупом, а император даже ударил по полотну хлыстом, критики плевались на изображение босых грязных ног купальщиц.

До него никто не решался так изображать реальную обнаженную натуру. До середины 19 века в живописи Франции обнаженные тела принадлежали в основном мифическим персонажам и писались художниками в ареоле романтического флера. Гюстав Курбе писал плоть без прикрас, да еще с тщательной прорисовкой человеческих несовершенств - жировых складок, непромытых пяток, вспотевших подмышек. Так натуралистично, подробно, с подчеркиванием изъянов тела, не писал до Курбе никто.

Бунтарский революционный дух привел художника в политику. Французская революция 1871 года помогла ему осуществить свою давнюю пацифистскую мечту - разрушить знаменитую Вандомскую колонну, символ наполеоновской империи. Должность главы Комиссии по охране музейных ценностей развязала ему руки, на месте колонны революционный практически министр культуры видел символический памятник "последней пушке", знаменующей конец эпохи Наполеоновских войн. За три месяца, что Курбе продержался в министерском кресле, он успел не только снести ненавистный памятник, но и протолкнуть для демонстрации в ежегодном Салоне целых десять своих картин.

Новое правительство, сменившее революционеров у власти, не оценило ни миротворческих усилий в борьбе с памятниками войны, ни новаторства в живописи. Художнику пришлось почти полгода провести в тюрьме, компенсировать восстановление сверженного памятника, его имущество было изъято и распродано. Но больше всего возмущение общественности вызвали те самые картины, которые были представлены в Салоне. В том числе знаменитое полотно под названием «L’origine du monde» ("Начало мира"), на котором в присущей ему реалистичной манере художник изобразил "женскую прелесть".

С момента написания в 1866 году про это полотно много говорили, но увидеть его доводилось немногим. Почти 150 лет картина кочевала по частным коллекциям, за художником надолго закрепилась слава порнографа. Ни один живописец не вызывал такого гнева и возмущения публики, как Курбе. В то же время именно он оказал неоспоримое влияние на изобразительное искусство 19 - 20 веков, практически став родоначальником реалистического направления в живописи.

Только в 90-х годах прошлого века скандальное полотно "Начало мира" было представлено широкой публике. Сейчас картина находится в музее д’Орсе, она защищена пуленепробиваемым стеклом, около нее постоянно находится охрана. За 30 лет было предпринято несколько попыток совершить различные акты вандализма по отношению к картине. В 2019, в юбилейный год художника, когда интерес к личности и творчеству скандального живописца поднялся новой волной, споры вокруг знаменитого плотна развернулись с новой силой.

После поражения революции 1871 года Гюстав Курбе вынужден был бежать из Франции в Швейцарию, опасаясь репрессий за участие в мятеже. Там он прожил свои последние годы в небольшом доме, в котором когда-то располагалась таверна "Тихая гавань". Вывеску с названием художник снимать не стал.