Найти тему

Почему американцы летают на русских вертолетах?

Оглавление
Американский вертолет UH-60 Black Hawk "Черный ястреб"
Американский вертолет UH-60 Black Hawk "Черный ястреб"

Наверняка все вы видели голливудские боевики с крутыми американскими пилотами на крутых американских вертолетах, для которых неведомы законы физики и всемирного тяготения, но, американские ли это вертолеты? Давайте разбираться!

История американских вертолетов началась более 100 лет назад с самолета... в Российской Империи

В начале 20 века русский инженер и конструктор Игорь Иванович Сикорский запустил свой первый летательный аппарат С-1. Это был самолет, но с этого момента начинается история одной из самых впечатляющих линеек вертолетов в мире.

Игорь Сикорский за штурвалом С-1, Киев, Российская Империя, 1910 год.
Игорь Сикорский за штурвалом С-1, Киев, Российская Империя, 1910 год.

На заре покорения неба человеком конструирование новых прототипов шло быстрыми темпами - всего за несколько лет было испытано более 10 вариаций. Уже в 1913 году в небо поднялся первый в мире четырёхмоторный самолёт, давший начало тяжёлой авиации - С-21 Русский витязь.

Русский Император Николай 2 и Игорь Сикорский на борту Русского витязя, 1913 год.
Русский Император Николай 2 и Игорь Сикорский на борту Русского витязя, 1913 год.

В следующие годы самолеты Сикорского завоевывали небо, главные призы различных состязаний, устанавливали мировые рекорды скорости. Перед самым началом Первой мировой войны был осуществлен тяжелый перелет Петербург - Киев на самолете "Илья Муромец". Игорь Иванович имел большую популярность в столице и был другом Николая 2, что в будущем кардинально изменило его жизнь и жизни миллионов людей по всему миру.

Революция, большевики и эмиграция

Игорь Иванович Сикорский, фотография Карла Буллы, 1914 год
Игорь Иванович Сикорский, фотография Карла Буллы, 1914 год

После Октябрьской революции новая коммунистическая власть стремилась стереть прошлое, отменить видных деятелей культуры, искусства и науки прошлой эпохи. До Сикорского была доведена информация о готовящемся расстреле, которую он воспринял самым серьезным образом и вскоре покинул терзаемую войной и террором страну. Отправившись из неконтролируемого большевиками русского севера в Европу, талантливый конструктор не нашел там интереса к своим технологиям. Французское военное ведомство заключило контракт на постройку небольшой партии самолетов, но из-за перемирия 1918 года и окончания войны договор был аннулирован, а Игорь Иванович вновь встал перед выбором своей дальнейшей судьбы.

Соединенные Штаты Америки, долги, становление

Спасаясь от опасности и отсутствия перспектив в Старом свете Сикорский отправил в свет Новый, но проблемы никуда не делись. Первые годы были тяжелыми, конструктор подрабатывал преподавателем математики и речь о самолетах не шла. Однако уже в 1923 году он основывает компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation и занимает в ней должность президента. С этого момента дела по прежнему не начинают идти в гору, напротив, Сикорский находится на грани банкротства и занимает деньги у другого русского - композитора Сергея Рахманинова. Следующие полтора десятка лет проходят в рутинном темпе: балансируя между разорением и выживанием самолетостроительная компания "уходит" под крыло другой крупной корпорации в чем Сикорский видит возможность вернуться к своим давним наработкам времен дореволюционной России - вертолетам.

Долгожданный успех, обложка журнала Time и армия США

В 1939 году объединенная компания Sikorsky и Vought провели первый полет Vought-Sikorsky 300, первого вертолета, сконструированного Игорем Сикорским в США, однако сам аппарат был модернизацией проекта из далекого 1909 года. Тем не менее с этого момента начинается отсчет американской вертолетостроительной карьеры русского конструктора. Следом за Vought-Sikorsky 300 был произведен первый в мире серийный вертолет Sikorsky R-4.

И. Сикорский в первом в мире серийном вертолете Sikorsky R-4
И. Сикорский в первом в мире серийном вертолете Sikorsky R-4

Вертолеты Сикорского прочно заняли нишу как гражданских "рабочих лошадок", так и боевых машин армии США и армий других стран, они надежно выполняют свою роль в различных военных и спасательных операциях, доставляют людей и грузы в труднодоступные местности.

S-70i Black Hawk, один из самых массовых многоцелевых вертолетов в мире
S-70i Black Hawk, один из самых массовых многоцелевых вертолетов в мире

Заключение

Вот такая судьба у американских вертолетов, а точнее их конструктора и, можно сказать, отца. Что вы думаете по этому поводу?