Наверняка все вы видели голливудские боевики с крутыми американскими пилотами на крутых американских вертолетах, для которых неведомы законы физики и всемирного тяготения, но, американские ли это вертолеты? Давайте разбираться!
История американских вертолетов началась более 100 лет назад с самолета... в Российской Империи
В начале 20 века русский инженер и конструктор Игорь Иванович Сикорский запустил свой первый летательный аппарат С-1. Это был самолет, но с этого момента начинается история одной из самых впечатляющих линеек вертолетов в мире.
На заре покорения неба человеком конструирование новых прототипов шло быстрыми темпами - всего за несколько лет было испытано более 10 вариаций. Уже в 1913 году в небо поднялся первый в мире четырёхмоторный самолёт, давший начало тяжёлой авиации - С-21 Русский витязь.
В следующие годы самолеты Сикорского завоевывали небо, главные призы различных состязаний, устанавливали мировые рекорды скорости. Перед самым началом Первой мировой войны был осуществлен тяжелый перелет Петербург - Киев на самолете "Илья Муромец". Игорь Иванович имел большую популярность в столице и был другом Николая 2, что в будущем кардинально изменило его жизнь и жизни миллионов людей по всему миру.
Революция, большевики и эмиграция
После Октябрьской революции новая коммунистическая власть стремилась стереть прошлое, отменить видных деятелей культуры, искусства и науки прошлой эпохи. До Сикорского была доведена информация о готовящемся расстреле, которую он воспринял самым серьезным образом и вскоре покинул терзаемую войной и террором страну. Отправившись из неконтролируемого большевиками русского севера в Европу, талантливый конструктор не нашел там интереса к своим технологиям. Французское военное ведомство заключило контракт на постройку небольшой партии самолетов, но из-за перемирия 1918 года и окончания войны договор был аннулирован, а Игорь Иванович вновь встал перед выбором своей дальнейшей судьбы.
Соединенные Штаты Америки, долги, становление
Спасаясь от опасности и отсутствия перспектив в Старом свете Сикорский отправил в свет Новый, но проблемы никуда не делись. Первые годы были тяжелыми, конструктор подрабатывал преподавателем математики и речь о самолетах не шла. Однако уже в 1923 году он основывает компанию Sikorsky Aero Engineering Corporation и занимает в ней должность президента. С этого момента дела по прежнему не начинают идти в гору, напротив, Сикорский находится на грани банкротства и занимает деньги у другого русского - композитора Сергея Рахманинова. Следующие полтора десятка лет проходят в рутинном темпе: балансируя между разорением и выживанием самолетостроительная компания "уходит" под крыло другой крупной корпорации в чем Сикорский видит возможность вернуться к своим давним наработкам времен дореволюционной России - вертолетам.
Долгожданный успех, обложка журнала Time и армия США
В 1939 году объединенная компания Sikorsky и Vought провели первый полет Vought-Sikorsky 300, первого вертолета, сконструированного Игорем Сикорским в США, однако сам аппарат был модернизацией проекта из далекого 1909 года. Тем не менее с этого момента начинается отсчет американской вертолетостроительной карьеры русского конструктора. Следом за Vought-Sikorsky 300 был произведен первый в мире серийный вертолет Sikorsky R-4.
Вертолеты Сикорского прочно заняли нишу как гражданских "рабочих лошадок", так и боевых машин армии США и армий других стран, они надежно выполняют свою роль в различных военных и спасательных операциях, доставляют людей и грузы в труднодоступные местности.
Заключение
Вот такая судьба у американских вертолетов, а точнее их конструктора и, можно сказать, отца. Что вы думаете по этому поводу?