За годы юности я достаточно хорошо освоил охоту на зайцев, даже пришло чувство пресыщения от такого простого добывания дичи. Были разные смешные случаи, например: в «мёртвую порошу» я подошёл к упавшему посередине поля дереву, хотя до этого обходил его стороной, со словами «А ну, косой чёрт, вставай!» стукнул по стволу ногой. Оттуда выскочил заяц, как подарок судьбы. Только взял его в руки, как увидел автомашину отца, они с матерью ездили по деревням развозить почту. С такой оказией вернулся домой на транспорте. Или однажды раненый мною заяц, лежавший в камнях рядом с автотрассой, где сейчас построена АЗС «Татнефть», убежал от меня, Олега и Лады и залез в брошенную металлическую трубу системы орошения поля. Оттуда раненого зайца мы извлекли с трудом себе под ноги, прямо в пасть нашей собаки, завершившей дело. Поэтому, со временем увлёкся охотой на лисиц. Лиса достаточно осторожный и умный зверь, охота на неё добавляла массу эмоций и наслаждения в случае её добычи, перехитрить хитрого зверя – верх охотничьего мастерства. Охота на зайцев перешла на второй план.
Первый раз стрелял по лисе в болотине возле деревни Брод, причём после первого дальнего выстрела по ней, лисица, не поняла, откуда был произведён выстрел, и приблизилась под второй выстрел, с более надёжного расстояния. Вторую лису добыл на вечерней зорьке в куче вторых камней, чем выполнил заказ жены на воротник. Случилось это так.
Фото общедоступно
Заранее вышел в поле, выбрал место во «Вторых камнях», чтобы была хорошая обзорность, маскировка и защита от ветра. Эти камни находились всего в полукилометре от родительского дома, от них косогор заканчивался канавой. От места засидки до канавы было сорок пять метров, предельная дистанция для стрельбы крупной дробью. Прошло полчаса. Вдалеке появилась лиса. Сразу возник вопрос: лисица или лисовин? Обычно для проверки разных охотников или лиц, владеющих охотничьим ружьём, и желающим поохотиться вместе со мной, я задавал три вопроса, чтобы оценить их познания. К сожалению, до сих пор не нашлось ни одного человека, способного ответить на них правильно кроме Олега. Вопросы и ответы же очень простые. Первый вопрос: как отличить белого зайца от белого кролика, так как иногда по ТВ показывают кроликов вместо настоящих зайцев! Кого только дурят? Второй вопрос: как отличить селезня от утки летом? Утки линяют дважды в год, и в летний период трудно разобраться в этом по их похожему оперению, пока они не поменяют перо осенью. Третий вопрос: как отличить на большом расстоянии лисиц, самка это или самец? Некоторые отвечали: «Застрелю, тогда определю!»
Общедоступное фото
Сразу даю ответ на третий вопрос. Приближающаяся ко мне лиса остановилась, задрала заднюю ногу вверх и помочилась на пожухлую веточку - лисовин. Однажды я пожалел лисицу перед гоном, находившуюся на верном выстреле, потому что за доли секунды до выстрела она присела, чтобы помочиться. По этим же признакам можно определить пол лисы по её следу, так как самочка мочится на след, а самец – в сторону, если он, конечно, не молодой. На два других вопроса ответы так же просты. Селезня от утки можно наверняка отличить только по носам, у него – зелёный, у неё – тёмный с коричневым или оранжевым ободком. У белого зайца кончики ушей всегда чёрные, у кролика - никогда.
В ста метрах от меня лис спустился в канаву, видна только верхняя часть шкурки. «Выйди из канавы, ну выйди» - как заклинание повторяю мысленно. И тут он выходит как раз в самом нужном месте, останавливается и смотрит вперёд по ходу движения. Выстрел точно в бок! Засветло вернулся домой по насту, весь светясь от нахлынувшего счастья!
Друг Олег обещал приехать на выходные, чтобы поохотиться вместе. Суббота, девять утра, его нет. Оделся и пошёл на охоту один, предупредив отца, что ежели чего, то меня можно будет найти на «Целине» в районе первой канавы. Пройдя середину поля до соседней деревни, я в шестнадцатикратный бинокль рассмотрел лежащую на косогоре лису. До неё было триста-четыреста метров. В журнале «Охота и охотничье хозяйство» я прочитал статью о добывании спящих лисиц днём с подхода, и решил попробовать этот метод, тем более что направление ветра и слабо шуршащий снег позволяли это осуществить.
Со всеми предосторожностями, стараясь не наступить на пожухлую траву, стал приближаться к мирно спящей лисице. Мне осталось пройти двести метров, как она вскочила, села на задние лапы, пристально вглядываясь во что-то слева от меня. За кустами мне ничего не видно. Остановился, наблюдаю, картина не меняется. Достал манок, прикинулся раненым зайцем, ноль внимания на меня. Дунул ещё раз, лиса стала убегать в противоположную от её взгляда сторону, даже не пытаясь повернуть ко мне. Выбегаю на открытую горку и вижу слева на полевой дорожке двух человек в тёмной одежде, грожу им кулаком. Они, как по команде, разворачиваются в обратную сторону к лесу и асфальтовой дороге на соседнюю деревню. Достал бинокль, и в него увидел Олега и отца. Кричу им, что б подождали. Подошёл к ним, объяснил ситуацию, отпустил отца на машине домой, а с Олегом решил добыть двух зайцев, раз не удалось добыть лису. Олег мне в ответ: «Ну, ты предложил нереальный план! Где ж мы их столько возьмём? Знаешь же пословицу про двух зайцев!».
- Не беспокойся! Что-то мне подсказывает, что сегодня у нас будет успех, - отвечаю ему. Пойдём к соседней деревне, погода-то какая, все следы, как нарисованные!
- Ну, раз гарантируешь успех, идём, - соглашается Олег.
Хотя снега выпало много, но ходить было легко. Поднимаемся на высокую горку перед деревней, впереди снижение к канаве и бывшей болотине, за канавой – косогор и куча камней. Оглядываю предстоящий путь в бинокль. На косогоре замечаю след зайца возле сваленных в кучу камней и ещё один малик, ведущий в начало второй канавы, параллельной той канаве, которую мы должны преодолеть первой, и там пропадающий.
- Заяц или в канаве, или в куче камней, сначала проверяем вторую канаву, ты слева в её начало, я правее, - распоряжаюсь я, составив план предстоящей охоты.
Нора в снегу
Преодолев первую канаву, по-тихому подходим ко второй, держа в руках ружья, напряжение возрастает по мере приближения. Олег подходит в начало канавы, я – правее. Заяц точно в канаве, так как есть только входной след. Осторожно заглянул, вытягивая шею, след идёт чуть правее и заканчивается. Делаю пять шагов вправо, держа на прицеле норку в наддуве снега. Из норки появляется мордочка зайца, ишь ты выглядывает! Незамедлительно стреляю в голову. Из глубины снежной норки вываливается вся тушка.
- Оставляем его здесь. Пока этот тёплый, пошли брать второго зайца, теперь я слева и в центр кучи, а ты обходи справа, - командую я.
Интуицией чувствую, что если там есть заяц, то он побежит по горке вправо на Олега. Обойдя кучу камней слева, стал подниматься наверх, контролируя всё вокруг. За кучей справа раздаётся выстрел, за ним – второй, чуть позже – третий. Неужели Олег перебил стадо зайцев? Проверяю центр кучи, больше никого. Выхожу к Олегу, тот стоит с зайцем, довольный.
Пытался убежать
- Только ты сунулся в кучу, оно, как вылетит на меня, я даже первым выстрелом промазал, вторым подбил, а третьим добил ползущего раненого зверя, а то вдруг удерёт, - хвастается Олег. – Что будем делать дальше?
- Возвращаемся к первому зайцу. Надо вырубить длинную палку, привязать к ней добычу, выйти на дорогу, идти-то до наших домов три с половиной километра, надоело снег месить - отвечаю я.
Так и сделали. Стрельба прошла, похвальба пошла! Подходим к автотрассе, ни одной автомашины (такие были времена при СССР!), непорядок, а похвастать хочется.
- Будем переходить до тех пор, пока не проедет иномарка! - предложил я.
Наконец, проехал первый автомобиль, за ним – второй, все приветствуют нас клаксонами. Ура, ура! Через полчаса нашего дефиле на трассе появилась ожидаемая иномарка, за ней другая. Задача выполнена, можно идти домой. Мои родители тоже порадовались за нас.
Вот такие были классические охоты в СССР, когда было много зверя!