Найти в Дзене
МиМ

Что читают наши дети?

Нашла список книг, которые сын читал в 11 лет (напомню, что сейчас ему уже 18 - деть вырос). И не просто читал, а о которых, по его мнению, было бы интересно поговорить. Это он ходил на радиопередачу, и готовился к ней. Там каждый из приглашенных ребят рассказывал о книгах, которые нравятся, и подробно говорил о какой-то одной - в которой есть, что обсудить. Проблема какая-то.

У мелкого получился вот такой довольно забавный список:
- Джоан Роулинг, «Гарри Поттер»
- Нагару Танигава, «Меланхолия Харухи Судзумии» (если что - это, в общем, не детская вещь)
- Дрейпер Шэрон, «Привет, давай поговорим!»
- Владислав Крапивин, «Бегство рогатых викингов», «Возвращение клипера «Кречет», «Стража лопухастых островов»
- Светлана Лаврова, «Марго Синие Уши»
- Дж. Р. Р. Толкиен, «Хоббит, или путешествие туда и обратно»
- Клайв Льюис, «Хроники Нарнии»
- Льис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»
- Гудрун Мебс, «Воскресный ребенок»
- Мария и Сергей Дяченко, «Мигрант, или Brevi Finietur» (еще одна не детская вещь)

Расскажу подробней о трех книгах из этого списка.

Больше всего его тогда поразила книга «Привет, давай поговорим!». Это книга о девочке-инвалиде, Мелоди. Внутри нее жили слова - очень много слов. Но она не могла их произнести, и никто не знал, что она думает так же, как и все обычные дети - все видели инвалидную коляску, капающую слюну и непроизвольно дергающиеся руки и ноги. Купленный родителями специальный компьютер дал девочке возможность говорить, пусть и не своим голосом. Общаться. Показать, что она знает не меньше остальных, а соображает не хуже. Впрочем, и это не сразу сломило предубеждения других ребят (и некоторых педагогов) против нее.

Деть этой книгой просто переболел, пока читал. Возмущался несправедливостью так остро, словно речь шла не о книжном герое (хотя и герой-то самый что ни на есть настоящий, книга написана «по реальным событиям»), а о лично знакомом ему человеке. И, вероятно, потому не хотел рассказывать о ней. Сложная тема, ставшая чем-то личным после вживания в книгу. Не просто показывать другим то, что тебе стало очень дорого и отзывается болью в душе.

«Меня окружают тысячи, миллионы слов.
Цитадель. Майонез. Грейпфрут.
Миссисипи. Неаполитанец. Гиппопотам. Шелковистый. Страшный. Радужный.
Щекотно. Чешется. Хочу. Тревожно.
Слова снежинками вьются вокруг меня — все разные, двух одинаковых не найдешь — и, опускаясь, тихо тают на моих ладонях. Внутри у меня вырастают сугробы — нет, целые горы из слов, фраз, умных мыслей, глупых шуток, песен.
(...)
Я все впитывала и запоминала — каждое слово, навсегда.
Не знаю, как я научилась разбираться в путанице слов и мыслей, это произошло само собой. К двум годам для каждого воспоминания у меня уже было свое слово и у каждого слова был свой смысл.
Но только у меня в голове.
Мне почти одиннадцать. За всю жизнь я не произнесла ни слова.»

-2

Хотел рассказать о «Мигранте», но эта книга не проходила по теме - она далеко не детская. Это хорошая, очень качественная (как и все книги этих авторов) фантастика. По-моему, цикл «Метаморфозы» вообще лучший у них. Мне очень, до дрожи просто, нравится все вещи этого цикла: «Vita Nostra» (обе книги), «Цифровой, или Brevis Est» и «Мигрант, или Brevi Finietur».
Их объединяют две мысли (ну, кроме, собственно, метаморфозы, происходящей с человеком): человеку нужно и важно уметь стать «больше, чем он есть», и нужно быть «хозяином себе», чтобы сделать это. Тот, кто хозяин себе, имеет право решать и распоряжаться своей жизнью. Он может ошибаться - но он берет ответственность за ошибки на себя. Он тут по праву... где бы ни было это «тут».
Очень хорошо, кстати, встык с «Мигрантом» пошел фильм «Последний дюйм». Живой иллюстрацией тому, что такое «быть хозяином себе и делать больше, чем можешь, с риском для жизни».
Этой книгой он тоже переболел, но без боли в душе, а с восторгом.

«Ударили ладони, застучали палки по стволам, отбивая ритм; это наше право, пелось в песне. Мы здесь по праву. Растет трава, течет вода, челнок выходит на орбиту - по праву. Светится день и темнеет ночь, я возвожу свое жилище - по праву. Мы здесь по праву. Это наше право. Мы здесь по праву. Жены рожают детей - по праву. Учитель растит росток - по праву. Мы здесь по праву.»
(с) Мигрант, или Brevi Finietur
-3

Рассказал он, по итогу, о «Марго Синии Уши» - книге очень классной, очень веселой, очень легкой. Мы хохотали над ней не один вечер!
Эта книга о современных детях и для современных детей. Они в ней точно узнают себя. Свои школьные предметы, свои проблемы, свои словечки. Сюжет очень прост: жила-была девочка Маргарита, и были у нее синие уши. Ну, родилась такой. Что ж делать? Ничего особенного, кроме цвета ушей, в Марго не было. Но из-за глупости местных чиновников она оказывается в секретной школе, где обучают детей со сверхъестественными способностями. Отличаются ли супер-дети от обычных первоклашек? Можно ли считать сверхспособностью лидерские качества? А доброту?..
Чудесная, в общем, книга! Кстати, и старшее поколение найдет в ней что-то родное (вероятно, есть вещи, которые не меняются).

«Вообще-то, в жизни каждого человека бывает штаб. Иногда это чердак или подвал, иногда недостроенный дом на краю стройплощадки или, наоборот, — полуразрушенная халупа в старом районе. Иногда просто шалаш из досок во дворе. Потому что этот мир создан взрослыми и приспособлен для взрослых. И человек семи-восьми лет порой чувствует, что взрослые его уже достали и ничего не понимают. И надо уединиться и отгородиться от этого мира взрослых — сделать свой мир площадью два на три метра со стенками и крышей из подсобных материалов.»

Интересно, что ровно через год, в 12 лет (и несколько лет после), деть мог говорить только об одной книге: о «Дом, в котором...» Мариам Петросян. Скажу честно, заразила его этой вещью я, и любимой эта книга остается и по сей день. У нас обоих. Но тут надо рассказывать отдельно, что я еще обязательно сделаю...

-4

А что лет в 10-12 читали ваши дети? А вы сами?