Найти тему
Новый драматический театр

Каким должен быть костюм в спектакле по произведению А. П. Чехова?

Практика современного театра даёт однозначный ответ: любым. Споры о "Гамлете в джинсах" остались в прошлом веке, и сегодня уже никого не удивляют в спектакле по классической пьесе ни сегодняшняя бытовая одежда, ни цирковые трико, ни стилизация под "высокую моду", ни даже отсутствие одежды вообще... Значение сценического костюма не уменьшилось со времён Станиславского, оно просто немного трансформировалось: если раньше костюм был призван отражать время и характер героя, помогая актёру в процессе перевоплощения, то теперь он важен как некий "знак", общая характеристика, инструмент выражения позиции режиссёра и художника. Хорошо ли это, плохо — каждый решает для себя.

Как создавались костюмы для спектаклей "ЧЕХОВ.ПРОЕКТа"

В Новом драматическом театре к вопросу костюма всегда подходят индивидуально, не впадая в радикальное "новаторство", но и не настаивая на "ретроградстве". Однако "ЧЕХОВ.ПРОЕКТ" — особый случай. Решение спектакля (точнее, спектаклей, так как речь идёт о тетралогии) не предполагало внешнего осовременивания. Костюмы, согласно закону сценографии, предложенному художником Маргаритой Демьяновой, должны были быть максимально "чеховскими" — не в смысле абсолютной точности отображения тогдашней моды (хотя это тоже было важно для "ЧЕХОВ.ПРОЕКТа"), а передающими душевное состояние героев, раскрывающими их характеры, без противоречия предлагаемым обстоятельствам.

Создавались костюмы для "ЧЕХОВ.ПРОЕКТа" по разработкам главного художника театра. Сначала тщательно изучались материалы эпохи — альбомы, открытки, старые журналы, исторические книги, посвящённые как театральному, так и обычному костюму. Потом делались эскизы, а по ним уже — макеты кроя. Далеко не всегда то, что изображено в эскизе, совпадает с тем, что зритель видит на сцене... увы, не все замыслы художника можно воплотить. Творческое воображение зачастую вступает в противоречие с материальными возможностями театра. Но это — уже отдельная невесёлая история...

После утверждения художник и специалист по снабжению всегда отправляются за материалами: ищут ткани, пуговицы, фурнитуру... Самое интересное на этом этапе — подбор тканей. Казалось бы, ничего сложного: выбрать по каталогу подходящие позиции, заказать и приступать к пошиву. Но в театре нужно учитывать массу факторов, помимо стандартных "цена-качество". Одна и та же поверхность ткани, её фактура и цвет, могут по-разному смотреться с близкого расстояния и издалека, из темноты зрительного зала. В свете софитов может появиться нежелательный оттенок, исказится задуманный художником образ, пропадёт эффект... Неудачное сочетание тканей тоже может отразиться на результате. Всё это тестировалось и проверялось перед тем, как начался обычный процесс шитья костюмов с примерками.

Герои пьес Чехова всегда одеты так, чтобы любая деталь могла помочь артисту, указать ему правильный путь. "Надо дырявые башмаки и брюки в клетку, — разъяснял он Станиславскому относительно образа Тригорина ("Чайка"), увидев на репетиции белый жилет и белую шляпу. Лишь после этого лаконического указания Станиславский до конца понял Тригорина. Или другой пример, уже ставший хрестоматийным: образ Войницкого ("Дядя Ваня"). Обсуждая внешний вид этого героя, в Художественном театре первоначально предполагали, что он должен носить традиционную одежду театрального помещика — картуз, высокие сапоги, хлыст... Чехов был возмущён. "Послушайте, — горячился он, — ведь там же всё сказано. Вы же не читали пьесы... у него же чудесный шёлковый галстук, он же изящный, культурный человек!"

Лопахин в "Вишневом саде" не зря упоминает свою белую жилетку и жёлтые ботинки: "Со свиным рылом в калашный ряд..." Это атрибуты его новой жизни в новом социальном статусе — богатого купца. Фирс появляется то в старинной ливрее и высокой шляпе, то в белых перчатках и во фраке... по изменению его гардероба от действия к действию можно выстроить целый рассказ о жизненном пути этого героя, от блестящего прошлого — до печального настоящего. Епиходов с его безбожно скрипящими сапогами, Шарлотта Ивановна в цилиндре и клетчатых панталонах, Петя в поношенном студенческом мундире... везде костюм является выразительным средством авторской поэтики, важнейшим элементом предметного мира.

На примерке
На примерке

В этом нет ничего удивительного: Чехов с юности интересовался модой, и придавал "одёжке" серьёзное значение. Подробнее об этом можно прочитать, к примеру, в монографии Н. Абиевой о моде и костюме в творчестве писателя. И во всех четырёх спектаклях "ЧЕХОВ.ПРОЕКТА" отношение к ремаркам автора, касающимся костюма, максимально уважительное, бережное. Это, повторим, принципиальная позиция режиссёра-постановщика В. Долгачёва и главного художника М. Демьяновой.

Заинтересовала статья? Читайте также на нашем канале краткий очерк Сценический костюм в русском театре

Увидеть спектакли "ЧЕХОВ.ПРОЕКТА" и полюбоваться костюмами можно в Новом драматическом театре (Москва, ул. Проходчиков, д. 2, рядом с парком "Лосиный остров")
БИЛЕТЫ ЗДЕСЬ