Найти в Дзене
История и декаданс

Тайна звезды Улугбека

Здравствуйте, уважаемые читатели. Уверен, среди вас есть любители порой заложить за воротник, как ваш покорный слуга. Встречалась ли вам на прилавках магазинов водка "Звезда Улугбека"? Нет, это не рекламная интеграция, поверьте. Думаю, некоторым точно попадалась- а знаете ли вы, в честь кого ей было дано такое название? Личность и судьба этого человека достойны того, чтобы о нем помнили и в современности, поэтому я сейчас расскажу вам о нем. Настоящее имя нашего героя на самом деле звучит как Мухаммед Тарагай, он родился в 1394 году на территории современного Ирана в городе Султания. Отцом мальчика был никто иной как Шахрух, младший сын знаменитого среднеазиатского завоевателя Тимура, в Европе более известного как Тамерлан. Почетное прозвище "Улугбек" мальчик получил ещё до смерти деда в 1405 году, оно переводится как "старший князь". Мальчик ещё с детства отличался интересами, не типичными для своего положения и семьи. Улугбек отличался страстью к чтению и познанию, прежде всего его
Эмир Улугбек
Эмир Улугбек
Обсерватория Улугбека
Обсерватория Улугбека
Предисловие к "Зиджу" Улугбека
Предисловие к "Зиджу" Улугбека
Музей на месте руин обсерватории Улугбека
Музей на месте руин обсерватории Улугбека

Здравствуйте, уважаемые читатели. Уверен, среди вас есть любители порой заложить за воротник, как ваш покорный слуга. Встречалась ли вам на прилавках магазинов водка "Звезда Улугбека"? Нет, это не рекламная интеграция, поверьте. Думаю, некоторым точно попадалась- а знаете ли вы, в честь кого ей было дано такое название? Личность и судьба этого человека достойны того, чтобы о нем помнили и в современности, поэтому я сейчас расскажу вам о нем.

Настоящее имя нашего героя на самом деле звучит как Мухаммед Тарагай, он родился в 1394 году на территории современного Ирана в городе Султания. Отцом мальчика был никто иной как Шахрух, младший сын знаменитого среднеазиатского завоевателя Тимура, в Европе более известного как Тамерлан. Почетное прозвище "Улугбек" мальчик получил ещё до смерти деда в 1405 году, оно переводится как "старший князь".

Мальчик ещё с детства отличался интересами, не типичными для своего положения и семьи. Улугбек отличался страстью к чтению и познанию, прежде всего его интересовала астрономия. По-настоящему раскрыть свой потенциал в науке он смог, став наместником Самарканда, а затем и всего Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) при верховном правителе империи Тимуридов в лице своего отца Шахруха, победившего в междуусобной борьбе за трон после смерти Тимура. Новый Великий эмир перенес свою столицу в Герат, Афганистан, а Улугбек принялся претворять в жизнь свою ещё детскую мечту о строительстве обсерватории. Она была достроена к 1428 году. Стараниями правителя Мавераннахра в Самарканде сложилась обширная астрономическая научная школа, объединившая лучших специалистов исламского мира того времени. Помимо них, в Самарканде жили и творили историки, врачи, поэты и так далее- щедрость и гостеприимство Улугбека по отношению к деятелям науки и искусства влекло их в его столицу. 

Обсерватория Улугбека была, пожалуй, известнейшей в мусульманском мире в период ее существования. В 1437 году в ней стараниями правителя и его команды астрономов был составлен Гурганский зидж- каталог звёздного неба с описанием 1018 звёзд, там же были названы длина звёздного года- 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52 градусов (наиболее точное измерение на тот период, включая исследования Птолемея). Венцом же астрономических свершений Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Точность этих таблиц превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Лишь в XVII в. Тихо Браге удалось добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности, а затем и превзойти её. Неудивительно, что «Зидж Улугбека» постоянно привлекал к себе внимание астрономов, как на Востоке, так и в Европе. Труды Улугбека были переведены на латинский язык и долгое время служили пособием по астрономии в обсерваториях Европы. 

Научная работа отнимала у Улугбека много времени, мало оставляя для государственных дел, которые он явно не слишком жаловал- земные заботы были для него второстепенны перед познанием бесконечно прекрасного неба. Возможность отдаваться любимой науке сполна правителю Мавераннахра предоставлял его отец, взваливший на себя бремя правления огромной империей Тимуридов. Но в 1447 году Шахрух скончался в возрасте 69 лет, столько же прожил и его отец Тимур. Верховная власть перешла в руки Улугбека, чему он был вовсе не рад. Нового Великого эмира давно не любили в среде исламского духовенства из-за его явных симпатий к учёным, а не к служителям Аллаха. Они воспользовались давней обидой старшего сына Улугбека по имени Абдул-Лятиф на своего отца, ибо тот всегда отдавал предпочтение младшему сыну, своему любимцу, и уговорили его выступить против отца-вероотступника.

 В октябре 1449 г. в окрестностях Самарканда вблизи селения Димишк произошло сражение между отцом и сыном. Войско Улугбека было разбито, сам эмир бежал в Самарканд. Ворота цитадели оказались запертыми, духовенство не позволило властителю войти в собственную столицу. Вместе с Абд ал-Азизом и несколькими нукерами Улугбек отправился было в Шахрухию, город, возведенный Тимуром на берегу Сырдарьи в честь сына своего Шахруха. Но и туда беглецов не впустили, даже пригрозили схватить и отдать победителям. Изгнанный отовсюду, эмир решил сдаться на милость сына-победителя. 

24 октября 1449 года Улугбек и Абд ал-Азиз подъехали к стенам Самарканда, спешились и смиренно воззвали к Абд ал-Лятифу о милости. Они были арестованы, и в тот же день Улугбек предстал перед судом имамов – старший сын откровенно умыл руки. Эмир отказался от власти и просил лишь об одном: позволить ему остаться в Самарканде и заниматься астрономией. Суд повелел Улугбеку совершить хадж в Мекку и покаяться там во всех грехах. Ночью, тайно от Улугбека, имамы возобновили суд и приговорили свергнутого правителя и Абд ал-Азиза к смерти, выдав на это особую фетву (вердикт, соответствующий нормам Корана). Только один казий Шемс-ад-дин Мухаммед Мискин отказался ее подписать.

Через три дня Улугбек и верный ему хаджи Мухаммед Хисрау в сопровождении нескольких нукеров покинули столицу. В ближайшем кишлаке их нагнал гонец с посланием: «Именем хана повелевается тебе, мирза Улугбек, остановить своего коня. Не подобает внуку Тимура совершать хадж в таком скромном окружении. Ты не двинешься далее, пока не закончатся приготовления к путешествию, которое должно вызвать одобрение всех правоверных».

Тем временем к кишлаку уже мчался Аббас из рода Сулдузов, отца которого казнили за несколько лет до того по приказу Улугбека. Палач вез разрешительную фетву на убийство свергнутого кагана. Едва Аббас появился в доме, где остановились паломники, нукеры и хаджи убежали. Улугбек пытался сопротивляться, но Аббас и сопровождавший его нукер связали пленника, вытащили его во двор и там при свете факела обезглавили.

Через два дня в тюрьме был жестоко убит Абд ал-Азиз.

В начале мая 1450 г. отцеубийца Абд ал-Лятиф увидел во сне, как ему на блюде подносят его собственную голову. Человек высокообразованный и разумный, он, как и отец, был мистиком. Для толкования сна правитель открыл книгу стихов Низами и прочитал: «Отцеубийце не может достаться царство, а если достанется – то не более, чем на шесть месяцев». Рано утром 8 мая 1450 г. Абд ал-Лятиф был сначала ранен стрелой, а затем обезглавлен очередными заговорщиками. Голову его в назидание людям выставили на входной арке медресе Улугбека.

Новый правитель мирза Абдулла повелел объявить Улугбека шахидом – мучеником за веру, павшим не на поле боя. Останки его с великой честью были перенесены в родовую гробницу Тимуридов и положены рядом с прахом любимого деда Тимура. В тот же день со всех минаретов Самарканда были провозглашены проклятия отцеубийце Абд ал-Лятифу. Имамы, вынесшие свергнутому правителю смертный приговор, не только не пострадали, но и активно участвовали в прославлении шахида Улугбека- впрочем, людскому лицемерию нет границ.

В 1964 году в память о великом астрономе и просто человеке доброй души Улугбеке в СССР был снят фильм "Звезда Улугбека". А уже в наши дни по не совсем понятным лично мне причинам некие маркетологи увековечили знаменитого ученого в названии названии водочного бренда. Вряд ли Улугбек, правоверный мусульманин, был бы рад такому. Но жизнь полна парадоксов.