Почти две трети первоклассников (60%) приходят в школу с нарушениями устной речи. Это затрудняет коммуникацию с учителями и другими детьми и ведёт к плохой успеваемости и проблемам в коллективе. Исправить ситуацию могут помочь занятия вокалом.
Гаджеты как причина речевых расстройств
Все родители хотят, чтобы у их детей была грамотная чёткая речь без дефектов. Но реальность такова, что с самого раннего возраста в руки детей попадают гаджеты и порой с ними они «общаются» больше, чем с реальными людьми.
Результаты опроса МГУ им. М. В. Ломоносова и Российской академии образования показали, что самостоятельно пользуются цифровыми устройствами 88% детей в возрасте шести—семи лет. Малыши в возрасте от двух до четырёх лет проводят за этим занятием порядка 2,5 часов в день, а дети постарше — от пяти до восьми лет — больше трёх часов (по рекомендациям врачей, это время должно быть более чем в два раза меньше). По данным Института Современных Медиа, каждый четвёртый ребёнок к трём—четырём годам уже имеет личный гаджет.
Всё это, конечно, не способствует развитию речевого аппарата. Современные дети в принципе используют его реже, чем их сверстники в доцифровую эпоху.
Что представляет собой речевой аппарат и как вокал способствует его развитию
Речевой аппарат человека состоит из двух отделов: центрального (или регулирующего) и периферийного (или исполняющего). Именно периферийный отдел отвечает за звукоизвлечение. В него входят органы дыхания, гортань и голосовые складки, а также артикуляционный аппарат: губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, мягкое и твёрдое нёба и альвеолы.
Чтобы органы речевого аппарата ребёнка работали правильно, занятия вокалом обязательно включают в себя дыхательные и артикуляционные упражнения. Их регулярное выполнение помогает сделать речь детей чёткой и избавить ее от дефектов. А запоминание слов песен расширяет словарный запас. Всё вместе это стимулирует речевую активность ребёнка — и молчун может быстро превратиться в болтуна.
Как распевки помогают улучшить успеваемость по школьным предметам
Важным элементом занятий вокалом являются распевки. Это упражнения для подготовки голосовых связок к работе и совершенствования вокальных навыков. Но наряду с этими функциями на уроках для детей они приобретают еще одну: развитие памяти.
Распевки представляют собой разные последовательности нот. Чтобы их исполнить, нужно сконцентрироваться и запомнить правильный порядок. Это приучает детей быть внимательными и выступает отличной тренировкой памяти. А внимательность и способность быстро запоминать информацию — хорошие помощники в изучении любого школьного предмета.
Благотворное влияние вокала на здоровье и настроение
Дети, которые занимаются вокалом, реже болеют. И этот факт легко объясним.
Во-первых, глубокое дыхание насыщает организм кислородом. В обычной жизни ни взрослые, ни дети не дышат так глубоко, как на занятиях вокалом.
Во-вторых, постоянные тренировки органов речевого аппарата способствуют укреплению местного иммунитета. Благодаря этому дети становятся меньше подвержены простудным заболеваниям.
В-третьих, во время пения вырабатываются гормоны счастья, отвечающие за хорошее настроение.
Вокал и взаимодействие с людьми
Занятия вокалом могут сделать из ребёнка настоящего «командного игрока». На уроках вокального ансамбля дети учатся слышать друг друга — и в буквальном, и в переносном смыслах. Такие занятия развивают эмпатию и навыки общения — и ребёнку становится легче находить общий язык в детском саду, школе, дворе или спортивной секции.