Товарный знак «®»
Обозначение, цель которого обеспечить различие среди товаров и услуг различных предприятий.
Зарубежные аналоги: Торговая марка, Бренд.
1. Что такое товарный знак?
Товарный знак (ТЗ) — это отличительный символ продукции. Он позволяет производителю выделиться на рынке, а клиентам — не путать бренд с другими. 1477 ГК РФ.
Виды обозначений товарного знака. Что такое бренд?
● Изобразительные.
● Текстовые.
● Цветовые, звуковые или тактильные.
● Объемные обозначения (графический или иной творческий замысел).
● Комбинированные обозначения.
Бренд – это те ассоциации, которые закреплены за товаром у потребителей, ментальная конструкция.
2.В чем состоит отличие между торговой маркой и товарным знаком?
При полном сходстве признаков товарных знаков и торговых марок различие между ними заключается в регистрации исключительных прав.
2.1. Торговая марка:
● Является средством индивидуализации и устанавливает ответственность за качество продукции.
● Зарубежная торговая марка не получит защиту на территории РФ от незаконного использования со стороны третьих лиц, ее нужно зарегистрировать в Роспатенте как товарный знак.
● Обозначение «ТМ» может существовать на территории РФ, но не защищено законодательством нашей страны.
● В зарубежных странах использование данного символа обозначает, что заявка на регистрацию товарного знака уже подана, но свидетельство пока не выдано.
2.2. Товарный знак:
● Является исключительно средством индивидуализации.
● Регистрируется в Роспатенте и получает защиту на всей территории России.
● Обозначается символом «R», который означает, что товарный знак уже прошел регистрацию в Роспатенте, а правообладатель получил свидетельство.
3.В чем состоит необходимость товарного знака?
Основная причина необходимости — безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получает свидетельство на товарный знак, уже никто не сможет употреблять его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Следует знать, что товарный знак можно оценить, поставить на баланс компании, повысив ее стоимость.
3.2.Какие товарные знаки нельзя оформить?
В ст. 1483 ГК РФ собран полный перечень причин, по которым Вам могут отказать в оформлении товарного знака. Но чтобы было проще, мы рассмотрим только очевидные причины:
● Отсутствие различительной способности .
● Общеупотребительность названия.
● Общепринятость символа.
● Характеристики товаров.
● Повторение формы.
● Наличие название и изображений памятников.
● Объекты культурного наследия и культурных ценностей.
3.3.Как одолеть несогласие в регистрации товарного знака?
Главная причина – подобие с ранее зарегистрированными товарными знаками. Специалисты сопоставляют заявку с другими знаками и ищут в них элементы подобия. Если ФИПС находит сходства, то это не делает отказ окончательным. Он всегда носит оценочный характер и обусловлен позицией специалиста.
3.4.Несколько вариантов, как устранить отказ ФИПС.
● Выбрать правильные классы МКТУ (Международная классификация, которая разделяет товары и услуги).
● Получить письмо-согласие от владельца знака ( Если заявитель сможет договориться с владельцем товарного знака и получит от него письменное согласие, то ФИПС закроет глаза на сходства).
● Признать недействительным чужое право на товарный знак (Иногда фирмы регистрируют товарные знаки, а потом их вовсе не используют. Если Вы сможете доказать, что это ваш случай, и что так происходит 3 года подряд, то право на обозначение можно отобрать).
Что такое классы МКТУ?
Классы МКТУ – это совокупность товаров и услуг, разделенных по разным группам. В настоящее время МКТУ включает в себя 45 классов, из которых первые 34– это товары, а последние 11– это услуги.
1.1.Срок действия товарного знака
● Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России.
Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.