Денис Кутергин, CEO и основатель YouDo
В кризис бизнес старается обеспечить себе запас гибкости во всем, в том числе в людях. Поэтому растет спрос на внештатный персонал.
В каком формате работать с внештатниками?
Самые очевидные форматы устройства для внештатника — как физлицо по договору ГПХ и как самозанятый.
По ГПХ компания платит порядка 40% сверху (НДФЛ + страховые взносы), при работе с самозанятым налог в 6% платит сам исполнитель (или компания, по договоренности). Таким образом, бизнесу интересней работать с самозанятыми.
Самозанятые сегодня — это кто?
Самозанятость — не форма занятости, а налоговый режим, он действует в России с 2017 года.
По данным ФНС на октябрь, в России около 6 млн самозанятых, и за последний год их число выросло примерно вдвое. По подсчетам Strategy Partners, это более 7% от общего числа работающих. 63% самозанятых работают как специалисты, остальные — как предприниматели.
Самозанятые специалисты, как правило, не сидят на job-бордах — их можно найти на специальных ресурсах, таких как биржа фриланса fl.ru, или на платформах занятости типа YouDo или Яндекс.Такси. Причем платформами пользуются и в 25 лет (92%), и в 60 (72%).
Заказчиков у самозанятых больше всего в торговле, недвижимости, строительстве, транспорте и образовании (данные ФНС).
Меньше налогов, больше гибкости: зачем бизнесу работать с самозанятыми
Сейчас с внештатниками на НПД сотрудничает 52% компаний. Еще 25% планируют начать в ближайшее время — таковы результаты опроса hh.ru и YouDo Бизнеса, нашей совместной с hh.ru платформы по работе с внештатниками.
Доля компаний, работающих с самозанятыми, за год выросла на 19 п.п. — это заметный тренд.
В чем сами компании видят плюсы работы с самозанятыми:
64% — снижение налогового бремени,
51% — простота и скорость оформления документов,
41% — прозрачность и легальность выплат,
38% — оптимизация издержек (таких как аренда рабочего места, ДМС, страховые взносы, простой в период сниженной нагрузки),
34% — возможность массового найма,
34% — скорость выхода исполнителя на смену,
30% — возможность закрыть кадровые пробелы в пик спроса.
3000 минут в месяц на оформление внештатников: минусы работы с самозанятыми
Почти четверть опрошенных компаний говорили, что не планировали сотрудничать с самозанятыми в 2022 году. Почему?
1. Финансовые риски. Для сезонной или проектной работы с конкретным результатом внештатник — идеальное решение. Но если прописать в договоре определенную трудовую функцию, то велик риск переквалификации отношений в трудовые со всеми вытекающими из этого финансовыми потерями.
Если отношения были внештатными, а признаны трудовыми, согласно ч. 4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель заплатит штраф:
- компания — от 50 до 100 тысяч рублей (за повторное нарушение 100–200 тысяч рублей),
- ИП — от 5 до 40 тысяч рублей,
- должностное лицо — от 10 до 20 тысяч рублей (за повторное нарушение возможна дисквалификация от года до трех лет).
Также налоговая может доначислить налоги и страховые взносы, которые не выплачивались во время сотрудничества с внештатником.
Однако этот риск отпугивает все меньше компаний: если в 2021 году этого боялись 42%, то в 2022-м уже только 28%.
2. Сложный документооборот (28%) и нехватка внутренних ресурсов (19%). Насколько эти риски справедливы? Если у компании небольшая потребность во внештатниках, то кадры, бухгалтерия и юристы смогут оформить все без ошибок. Но если самозанятых нужно много, растет риск ошибок при ручном оформлении и оплате.
Представим, что у компании 100 самозанятых. Довольно частая ситуация, например, если это водители, курьеры, разнорабочие, мерчендайзеры.
На договор с каждым уйдет 20 минут времени штатного специалиста, на акт — еще 10 (акт не обязателен, но может пригодиться на случай разъяснений с налоговой). Итого 3000 минут в месяц, чтобы оформить всех. Добавим еще время на выплату. А если в договор по ошибке включили что-то из обычного трудового? А если самозанятый лишился статуса или исчерпал годовой лимит в 2,4 млн рублей? Тогда компания попадает на доначисление налога.
Таким образом, главные минусы здесь — операционные расходы, большой объем ручной работы и высокие риски ошибки.
Как построить работу с внештатниками
Мало кто из компаний с большой потребностью во внештатниках работает с ними самостоятельно:
- через банки можно проводить массовые выплаты,
- через платформы занятости, такие как YouDo Бизнес, можно аутсорсить всю цепочку — автоматизация документооборота, постановка на учет, выплаты.
Где искать самозанятых и на что обратить внимание: инструкция
- Искать самозанятых можно на маркетплейсах услуг. Например, у нас на YouDo больше 3,5 млн исполнителей, многие из которых — самозанятые. При выборе стоит обращать внимание на рейтинг исполнителя. Он складывается из числа выполненных заданий, оценок заказчиков и других показателей.
- Чтобы ваши юристы и бухгалтеры не захлебнулись от потока внештатников, оцените их загрузку. Несколько самозанятых — посильная задача, массовый найм — повышает риск ошибки и расход штатного ресурса.
- Для налоговой сигналом о нарушении может быть оказание однотипных услуг на регулярной основе за фиксированную ежемесячную плату, которая не менялась в течение календарного года. Перед выплатой лучше проконтролировать статус самозанятого (запросите справку о применении НПД; платформа «YouDo Бизнес» делает это сама).
- Нашли самозанятого? Убедитесь, что он не работал в вашей компании в последние два года и не будет оказывать агентские услуги. И то, и то законом запрещено.
***
Если вы хотите избежать ошибок при работе с самозанятыми, то в начале 2023 года пройдет закрытая встреча Дениса Кутергина для резидентов бизнес-сообщества «Эквиум».
Денис расскажет о внештатном найме, руководстве крупным маркетплейсом и поделится принципами жизнестойкости в период турбулентности. Подписывайтесь на канал Дениса в Telegram, чтобы не пропустить встречу.