Найти тему

Призвание – помогать. легендарному психологу Эдит Эгер – 95 лет

29 сентября исполнилось 95 лет легендарному психологу Эдит Эгер, автору международного бестселлера «Выбор».

Эту книгу советовал читать Билл Гейтс. Опра Уинфри писала, что «Выбор» изменил ее жизнь навсегда. Да и очень многие признаются в том, что благодаря Эгер смогли найти опору в жизни.

«АиФ» рассказывает удивительную историю женщины, которую не сломили пытки, голод, угроза смерти и которая всю жизнь помогала и продолжает помогать людям, пережившим травму.

Балет стал спасением

Доктор Эдит Ева Эгер (урожденная Элефант) родом из Венгрии. С пяти лет девочка стала заниматься балетом – с тех пор как её мама выяснила, что к музыке у дочери нет больших способностей, но есть другие таланты. После школы Эдит проводила по пять часов в балетной студии. Впоследствии эти занятия балетом и умение танцевать стали ее спасением.

Эдит было 17 лет, когда ее вместе с семьей в 1944 году отправили в Освенцим – один из самых чудовищных лагерей смерти. Всех погрузили в товарные вагоны и несколько дней везли в неизвестном направлении. По прибытии устроили сортировку: людей в возрасте от четырнадцати до сорока лет оставляли в одной очереди, старше сорока — в другой. Так разлучили семью, родители погибли в газовой камере, а Эдит и ее сестра Магда остались вдвоём.

В один из дней в барак концентрационного лагеря пришел Йозеф Менгеле, изощрённый убийца, мнивший себя ценителем искусства. По вечерам он прочёсывал бараки, выискивая талантливых заключённых для своих развлечений. Узницы, которые знали, что Эдит занималась балетом и гимнастикой, вытолкнули её вперёд. На улице собрался оркестр и начал играть вальс «На прекрасном голубом Дунае». А Эдит стала танцевать, закрыв глаза и воображая, что она на сцене Венгерского оперного театра. Менгеле остался доволен и бросил ей буханку хлеба.

Танцы помогли ей выжить в аду концлагеря. Каждое выступление девушки «оплачивалось» хлебом, который она делила вместе с соседками по бараку.

Зимой 1945 года Эдит уже находилась в Гунскирхене. Когда американские военные в мае освободили лагерь, девушка лежала в груде тел не в силах двигаться. Ее спас американский солдат: он заметил шевеление её руки и насыпал в рот изможденной узнице несколько цветных конфеток-драже. Эдит в мемуарах написала, что вкус их остался с ней на всю жизнь.

В то время она весила 32 килограмма, у неё были поврежденный позвоночник, брюшной тиф, пневмония и плеврит. Военный пристроил Эдит с сестрой в дом к немецкой семье, пока они не окрепли и не вернулись в Венгрию...

Помощь людям

После войны Эдит, которая всегда была уверена, что станет известной балериной, решила, что ее призвание – помогать людям.

В 42 года она получила диплом психолога, а в 50 лет — ученую степень, став одним из самых востребованных специалистов по посттравматическому стрессовому расстройству. Эгер также помогает пациентам избавиться от тревог и страданий, позаботиться о своем ментальном здоровье и освободиться из тюрем, которые мы строим в своей голове.

Несмотря на уважаемый преклонный возраст, доктор Эгер продолжает активную психологическую практику, входит в преподавательский состав Калифорнийского университета и регулярно читает лекции по всей Америке и за границей. На протяжении многих лет она консультирует Военно-морские силы США.

Ее опыт помощи ветеранам, военным, людям, которые испытали физические и психические травмы, уникален. Она вселяет в своих пациентов уверенность и силу, потому что сама, столкнувшись с человеческой жестокостью, смогла преодолеть ее последствия. Доктор Эгер может воодушевить любого человека сделать свой выбор, отвлечься от страданий и обрести внутренний свет.

ЦИТАТЫ

Есть способ выбрать счастье – для этого необходимо взять ответственность за себя.Обычно я спрашиваю пациента: «Чем я могу вам помочь?» Но такая постановка вопроса делает из него Шалтая-Болтая, который только и ждет, когда его «соберут». А я становлюсь королевской конницей и королевской ратью, которые по определению бессильны исправить другого человека. Я меняю свой вопрос. Теперь я спрашиваю: «Чем я могу быть вам полезна? Как я могу поддержать вас, когда вы примите ответственность за себя?»Когда мы отказываемся брать ответственность за себя, мы отрекаемся от способности творить и открывать новые смыслы. Иными словами, мы отвергаем жизнь.«Когда закончилось ваше детство?» - этот вопрос я часто задаю своим пациентам. И еще два вопроса: «Что самое страшное из того, что может случиться?» и «Ты можешь это пережить?»Я скажу им, что самая страшная тюрьма – их разум, но ключ от нее лежит практически у них в кармане. Я буду говорить с ними о необходимости брать на себя абсолютную ответственность за собственную жизнь, уметь рисковать, освободить себя от самоосуждения, вернуть себе свою невиновность, принять и любить себя такими, какие они есть, – людьми хоть и несовершенными, но самодостаточными и полноценными.Почему я? Почему выжила я? Как часто я задавала себе этот вопрос! Сегодня он ставится мной иначе. Почему бы не я?(благодарность) Моим пациентам, удивительным и уникальным личностям, научившим меня тому, что излечение – это не вопрос восстановления, это вопрос обретения. Выявить надежду в безысходности, обнаружить ответ там, где его нет.Любовь – это не то, что мы чувствуем, а то, что делаем.За девяносто лет жизни я никогда не чувствовала себя такой счастливой, такой благодарной и – такой молодой, как сейчас! Спасибо!

В ТЕМУ

Эдит как-то призналась: «Я часто слышу от пациентов: «Мне нелегко, но разве я могу жаловаться? Это же не Освенцим». Но иерархии страдания не существует. Нет ничего, что делало бы мою боль сильнее или слабее вашей. Я не хочу, чтобы вы, услышав мою историю, сказали: «Мои страдания незначительны». Мне хочется, чтобы вы сказали: «Если она смогла, смогу и я».