В советские годы БАМ строила вся страна. На магистрали трудились представители всех «братских народов СССР», использовалась вся современная техника. Никто и подумать не мог, что одного железнодорожного полотна на магистрали БАМа может так скоро оказаться недостаточно.
Россия — самый короткий путь с Востока на Запад и обратно. И чрезмерная загруженность этого пути требует развития. Так, легендарная транспортная артерия обрастает новыми «капилярами».
Возрождение легендарной стройки
В 30-е годы прошлого столетия началось строительство БАМа – железной дороги, проходящей через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, хотя идея ее строительства была выдвинута еще в 80-е годы 19 века. Но во время Великой Отечественной войны часть уже уложенных путей разобрали из-за нехватки металла для фронта. И только во времена Брежнева стройка вновь ожила. В то время магистраль должна была помочь освоению природных залежей тех территорий, где она была проложена. Однако строительство большинства промышленных комплексов там так и не состоялось, поскольку в новые времена было признано нерентабельным. В итоге БАМ играет, в основном, роль транзитной ветки и полностью сейчас загружен.
Этот маршрут полон узких мест, существенно тормозящих экспортный грузопоток на внешние рынки. Поэтому увеличить его пропускную способность — основная цель строительства второго пути. В ближайшее десятилетие Байкало-Амурская магистраль сможет стать ключевой транспортной артерией России. С введением в эксплуатацию второй ветки ее пропускная способность увеличится со 158 до 280 млн тонн грузов ежегодно.
И больше никаких очередей из поездов
Строительство второго Байкальского тоннеля, соединяющего Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, началось в 2014 году и является самым грандиозным сооружением программы модернизации и развития БАМа и Транссиба. Старый Байкальский тоннель, построенный в 1985 году, является одним из самых узких мест на БАМе: поездам на перегоне Дельбичинда — Дабан приходилось простаивать в ожидании пропуска встречных составов. Теперь движение стало двухпутным, а пропускная способность БАМа увеличится в 2,5 раза.
Даже с применением новейших технологий на строительство этого тоннеля ушло 7 лет. Работы проводились в сложнейших условиях на огромной глубине. И 28 июля 2021 года в режиме видеоконференции президент России дал старт движению по одному из крупнейших искусственных сооружений России, длина которого составляет 6 682 метра, а глубина заложения — 300 метров.
«С вводом нового тоннеля пропускная способность одной из наших ключевых железнодорожных магистралей существенно возрастёт — в разы, там было 17 пар, будет на первом этапе 33, а потом, по-моему, до 57 выходит, <...> это откроет новые возможности для бизнеса, для увеличения грузоперевозок на Восточном полигоне в целом, для реализации транзитного потенциала России, конечно. Дополнительный импульс к развитию получит экономика и социальная сфера целого ряда регионов Сибири и Дальнего Востока», — рассказал президент.
Самый амбициозный отечественный IT-проект SFERA представляет многофункциональное приложение. Скачивайте тестовую версию по ссылке. Благодарим за поддержку!
Модернизация полным ходом: взрывы в вечной мерзлоте и расширение «бутылочного горлышка» БАМа
В Хабаровском крае продолжается строительство нового Дуссе-Алиньского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали. Сложность его возведения в том, что место находится в десятках километрах от цивилизации, а работать приходится в условиях вечной мерзлоты. Тоннель пробивают взрывчаткой, которую закладывают в пробуренные в породе отверстия.
Старый Дуссе-Алиньский тоннель начали строить ещё в 1939 году. В военное время стройка была приостановлена и только в 1982 тоннель был введен в эксплуатацию. За долгие годы использования конструкция тоннеля устарела, что привело к введению габаритных ограничений по перевозке грузов и серьезно затруднило движение на БАМе.
Сдача нового Дуссе-Алиньского тоннеля предусмотрена в 2024 — максимум 2025 году. С его вводом в эксплуатацию ожидается увеличение пропускной способности участка на 20-30%, а старый объект, который строили 40 лет, будет закрыт.
Самый длинный железнодорожный путь, проложенный сквозь скалы России, — Северомуйский тоннель на Байкало-Амурской магистрали, введенный в эксплуатацию в 2003 году. Его открытие сократило время прохождения поездов в 6 раз. Теперь оно занимает всего 25 минут, а по обходному пути поезда ехали 2,5 часа. Грузопоток по Байкало-Амурской магистрали увеличился на 35%, только вот сооружение это рассчитано на одностороннее движение и прочно закрепило за собой название «бутылочного горлышка».
Для наращивания экспорта в прибыльном восточном направлении проблему «бутылочного горлышка» нужно решать. Так, в 2018 году появилась идея строительства брата-близнеца Северомуйского тоннеля, и даже были начаты подготовительные работы для реализации этого проекта. Плановой датой ввода тоннеля в эксплуатацию было 1 января 2025 года, однако по ряду причин работа над расширением Восточного полигона существенно затягивается.
Сроки реализации проекта модернизации и развития БАМа изменяются по разным причинам. Нужно усовершенствовать и увеличить целый ряд объектов для достижения намеченных целей. И на сегодняшний день есть основания для уверенности в достижении поставленных задач пусть и не так скоро, как хотелось бы. А о дальнейшей судьбе дублера Северомуйского тоннеля расскажем подробнее в одной из следующих статей.
Подпишитесь, чтобы не пропустить!
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA