На прошлой неделе Минвостокразвития России внесло в Правительство РФ законопроект о северном завозе, призванный создать эффективную систему бесперебойной доставки грузов в районы Крайнего Севера. О новациях в сфере северного завоза и их значении для развития арктических регионов рассказал заместитель генерального директора по работе с экспертами, координатор экспертного совета ПОРА, эксперт по ГЧП, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников.
Жизненно важный закон
— Александр Михайлович, как вы оцениваете законопроект о северном завозе?
— Он направлен на повышение качества жизни людей — о необходимости активной работы в этом направлении неоднократно заявлял Президент. Северный завоз жизненно важен для северян, которые работают в экстремальных климатических условиях, обеспечивая при этом существенные объемы производства экспортных товаров и решение стратегических задач развития нашей страны.
— Какие ключевые новеллы вы бы отметили особо?
— Законопроект создает правовую основу для участия федерального центра в обеспечении северного завоза. В нем учтены такие аспекты, как развитие транспортной инфраструктуры, вопросы финансирования, определена роль федеральных структур — а она критически важна. Чтобы реализовать северный завоз, необходимо товар закупить, хранить его, довезти и реализовать. И каждый этап — финансово емкий. Не каждый предприниматель имеет необходимые для этого средства. Законопроект создает основу для разработки процедуры предоставления доступного федерального финансирования — как для обеспечения поставок, так и для реализации инфраструктурных проектов. Это уже задача подзаконных нормативных актов — урегулировать параметры и механизмы финансирования северного завоза на различных уровнях, механизмы как получения, так и возврата средств. Необходимо предусмотреть санкции для тех, кто недобросовестно выполняет свои обязательства перед поставщиками северного завоза — они тоже должны входить в пакет предложений и процедур, связанных с получением финансовой поддержки от федерального центра.
Важный вопрос реализации северного завоза — это развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры. Речь идет о комплексе взаимосвязанных технических сооружений, зданий, транспортных средств и контейнеров, которые обеспечивают перемещение грузов по морю, рекам, железным дорогам, автотрассам. Частью этого комплекса являются оборудованные узловые точки приемки грузов, их хранения и распределения по региону, в различные населенные пункты.
В целом разработанный проект федерального закона является рамочным, определяющим основные направления. Конкретные вопросы, связанные с инфраструктурной составляющей, транспортным обслуживанием, энергетическим обеспечением, применением механизмов ГЧП и концессий должны учитываться в региональном законодательстве.
Контроль и мониторинг
— Как вы считаете, какие механизмы ГЧП наиболее эффективны при реализации проектов в рамках северного завоза?
— Одним из перспективных инструментов для использования в проектах, направленных на обеспечение северного завоза, являются контракты жизненного цикла. Особенно — офсетные контракты. Необходимо создать законодательную основу для расширения применения этого механизма в ходе северного завоза. Это позволит не только строить, обслуживать инфраструктуру, но и оказывать услуги по поставке грузов — в этом суть контракта жизненного цикла и офсетного контракта.
Продолжая тему энергетического обеспечения — надо активнее использовать энергосервисные контракты, которые помогут наладить энергообеспечение инфраструктуры. Энергосервисные контракты позволяют реализовывать проекты, связанные не только с дизельной генерацией, как сейчас происходит по большей части в Арктической зоне РФ, но также и смешанной генерации, когда энергию дает дизель и солнце, ветер. Такие проекты уже есть в стране, и они могут быть тиражированы при создании инфраструктуры северного завоза. Внедрение современных технологий взаимодействия государства и бизнеса — концессий, контрактов жизненного цикла, энергосервисных договоров — позволят муниципалитетам выйти на новый уровень развития. В этом — еще один важный аспект влияния данного закона на развитие арктических и дальневосточных территорий.
— Законопроект предусматривает создание государственной системы мониторинга северного завоза. Зачем она нужна?
— Известно такое выражение, уже ставшее аксиомой: кто владеет информацией, тот владеет миром. Во-первых, такая система мониторинга даст понимание того, что в реальном времени происходит с северным завозом. Всегда можно отследить, куда не довезли необходимую продукцию. Во-вторых, это понимание дает возможность предупредить критические ситуации — предупредить социальный взрыв, производственную или коммунальную катастрофу. Муниципальные, региональные и федеральные власти смогут оперативно вмешиваться и решать проблемы. В-третьих, система позволит выявить недобросовестных поставщиков, которые фальсифицируют, искажают факты, вводят в заблуждение и власти, и потребителей. Эта система сразу позволит таких нарушителей найти, чтобы исключить дальнейшее их участие в реализации северного завоза. Это не только способ контроля, но еще и стратегический инструмент предупреждения критических ситуаций.
Арктический бизнес и северный завоз
Эффективность и надежность северного завоза является критически важной для резидентов ТОР и Арктической зоны РФ, реализующих проекты на Крайнем Севере с использованием механизмов государственной поддержки, а также для участников программы «Гектар». Как показал опрос предпринимателей, проведенный КРДВ, северный завоз обеспечивает производителей сырьем, стройматериалами, техникой и другими грузами, своевременность и надежность доставки которых напрямую влияет на экономику проектов и отпускные цены.
«В рамках северного завоза мы получаем сырье, используемое при производстве газированных напитков и бутилированной воды: бумагу, картриджи для изготовления этикеток, крышки и бутылки, сиропы, газ. Для производства хлеба получаем муку и другие ингредиенты. Основные проблемы с северным завозом возникают из-за роста цен и длительных сроков доставки», — рассказала руководитель завода прохладительных напитков «Исток» Елена Беспалова.
По ее мнению, для нивелирования значительного роста цен необходимо субсидировать стоимость доставки грузов, консолидировать заказы, расширять транспортно-логистическую инфраструктуру.
По словам участника программы «Гектар», предпринимателя Виктора Коравье, развивающего туристический центр на Чукотке, запчасти, продукты питания, стройматериалы, лодки, моторы, другие грузы, важные для обеспечения жизни в селе, а также мебель и бытовая техника доставляется в контейнерах из Москвы и Владивостока, самолетами — из Магадана. Одна из ключевых проблем — дорогая логистика внутри региона, до удаленных сел.
Резидент ТОР «Чукотка», компания «Чукотсах», в ходе реализации проекта по строительству рыбоперерабатывающего завода в Анадыре завозит стройматериалы и оборудование из Владивостока. По мнению директора компании Виталия Мрыкало, необходимо субсидировать доставку грузов на Крайний Север для малых и средних предприятий, резидентов преференциальных режимов.
На ТОР «Якутия» летом 2022 года запущен первый этап грузового терминала в поселке Нижний Бестях. Новое предприятие, созданное с использованием механизмов государственной поддержки, имеет стратегическое значение для региона и позволяет оптимизировать логистические цепи поставок. В том числе в рамках северного завоза. «Мы предоставляем открытые площадки и холодные склады для хранения грузов в рамках северного завоза, услуги по оформлению грузов, отгрузке на автотранспорт и доставке. Среди широкой номенклатуры грузов можно выделить автотехнику, различное оборудование, труды, стройматериалы, пиломатериалы, запчасти, различное сырье», — рассказала начальник коммерческого управления ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» Алла Грицай. По ее мнению, требуется эффективная коммуникация между участниками логистических цепочек, так как зачастую поставщики не всегда понимают и знают, что есть периоды навигации, зимники и другая региональная специфика.
В регионах российской Арктики создана и успешно работает самая большая в мире особая экономическая зона. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, сегодня на территории Арктической зоны РФ реализуют инвестиционные проекты с использованием механизмов господдержки 525 компаний. Новые предприятия и объекты создаются в сфере туризма, услуг, недвижимости, девелопмента, горнорудной промышленности, транспорта и логистики и в других отраслях. Всего в проекты планируется вложить более 812 млрд рублей, создается около 23 тыс. рабочих мест. Уже инвестировано более 52 млрд рублей, создано более 4,4 тыс. новых рабочих мест для северян и жителей других регионов.