Американская деловая газета The Wall Street Journal опубликовала статью под заголовком «Россия оккупировала и американскую землю. США должны вернуть остров Врангеля, который захватила в 1924 году канонерка Ленина».
Американская деловая газета The Wall Street Journal опубликовала статью под заголовком «Россия оккупировала и американскую землю. США должны вернуть остров Врангеля, который захватила в 1924 году канонерка Ленина».
Ее автором является Томас Дэнс — соучредитель инвестиционной компании Amberwave Partners, который недавно занимал пост заместителя министра финансов США по международным делам, ушел в отставку в прошлом году, и является членом правительственной Комиссии по арктическим исследованиям
Статья начинается с дежурного упоминания Украины, а затем отставной чиновник излагает альтернативную историю далекого северного острова. Согласно Томасу Дэнсу, она начинается с 1881 года, когда на острове высадились американцы во время неудачной миссии по спасению судна «Жанетта». А потом, спустя годы, его якобы отобрали у США виноватые во всем на свете большевики.
«Продолжая свой незаконный конфликт с Украиной, Владимир Путин избегает неудобных вопросов из советского прошлого. А ведь Россия удерживает территорию США с 1924 года.
Единственный раз за всю свою историю США уступили контроль над своей территорией враждебной державе. Ею стала мародерствующая сила другого Владимира — Ленина. С тех пор потерянные заполярные острова остаются под контролем России, и США должны потребовать их обратно.
Сто лет назад большевики-ленинцы на канонерской лодке "Красный Октябрь" захватили острова у американских поселенцев. Их арестовали и держали в плену много лет, причем некоторые даже умерли в неволе. При Иосифе Сталине на остров ссылали диссидентов и пытали их там — в том числе шведского дипломата Рауля Валленберга», — рассказывает своим читателям The Wall Street Journal.
Эти утверждения искажают историческую правду практически в каждом пункте.
На территории северного острова веками проживали чукчи и эскимосы, а среди европейцев о нем первыми услышали сибирские казаки. Мореход Иван Львов, который подробно описывал побережье Чукотки, нанес его на карту не позже 1707 года, а после этого остров появлялся под разными названиями на разных картографических документах — в том числе на карте Михаила Ломоносова, который сам происходил из северных поморов.
В 1764 к берегам острова приплыл «геодезии сержант» Степан Андреев, а затем в этом районе побывали экспедиции Гавриила Сарычева, Осипа Биллингса и Фердинанда Врангеля, в честь которого он и получил свое имя.
Впрочем, российские исследователи были осведомлены о чукотском названии полярного острова, а также отмечали, что на нем проживают потомки казаков, которые породнились с местными племенами.
«Сия земля имеет жителей, которые называют ее Тикеген, а сами известны под именем хрохаев и состоят из двух племен. Некоторые из них бородатые и похожи на россиян, другие же чукотской породы», — писал об этом в 1823 году журнал «Сибирский Вестник», выходивший в Санкт-Петербурге.
Начиная с середины XIX века к острову устремились европейские капитаны — торговцы и китобои. В 1866 году на нем высадился немец Эдуард Дальман, а через год там проплывал американский охотник на китов Томас Лонг. Именно он назвал северную землю именем адмирала Врангеля, признавая за ним приоритет в исследовании этого региона. Однако постоянных поселений на острове не возникло, вследствие исключительно сурового климата.
На эту территорию претендовали разные страны, включая далекую Японию. Остров Врангеля даже именовали «землей раздоров», обыгрывая английское слово wrangle — ссора, раздор.
Однако, согласно первой статье договора 1867 года, заключенного между Российской империей и США, граница между двумя странами должна была проходить по меридиану, который пересекал параллель, определяющую 65 градусов 30 минут северной широты, на равном расстоянии между островами Ратманова и Крузенштерна.
Остров Врангеля находится значительно западнее этой линии. Поэтому он априори принадлежал России согласно положениям международного права. И в 1911 году к нему прибыл ледокол «Вайгач», закрепляя российский суверенитет.
Попытка оспорить это статус-кво была предпринята лишь однажды. В 1921 году канадец Вильялмур Стефанссон направил на Врангеля интернациональную группу поселенцев, которые подняли на его берегах флаги Великобритании и Канады. Стефанссон сам именовал свою действия авантюрой, и был прав. Потому что эти люди вскоре погибли, за исключением единственной выжившей эскимоски.
В 1923 году канадцы направили на Врангеля еще одну группу, которую ожидала бы та же участь. Однако советские дипломаты — Максим Литвинов и Леонид Красин — послали в Лондон ноту протеста, напоминая о том, что остров принадлежит Советской России.
Заместитель министра иностранных дел Великобритании Артур Понсонби заявил: «Правительство его британского величества не имеет никаких претензий на остров Врангеля». И тогда, в 1924 году, уже после смерти Ленина, к острову пришла советская канонерка, которая, по сути дела, спасла зимовщиков.
Вопреки мнению автора статьи в The Wall Street Journal, советские власти отправили этих людей на родину через Китай, за исключением трех человек, которые умерли в пути от болезней.
А сообщение о том, что на северной земле якобы находился тайный лагерь для диссидентов, где держали дипломата Рауля Валленберга, является вымыслом Ефима Мошинского — эмигранта с темным прошлым и крайне сомнительной репутацией. Он утверждал, что видел на острове шведского дипломата. На самом же деле Валленберг скончался в 1947 году в Лубянской тюрьме, а на труднодоступном острове не было поселений для заключенных, и там никогда не встречали никакого Мошинского.
Все это легко проверить, однако газета The Wall Street Journal не стала утруждать себя элементарным фактчекингом. Потому что американский бизнес давно мечтает о богатствах полярного острова и хотел бы заполучить даже без реальных исторических оснований.
«Остров Врангеля размером примерно со штаты Делавэр и Род-Айленд, вместе взятые — не просто бесплодная арктическая пустошь… Есть признаки, что в недрах острова Врангеля хранятся сокровища не меньшие: нефть, газ и другие полезные ископаемые», — откровенно рассказывает об этом статья Томаса Дэнса.
Власти штата Аляска уже пытались оспаривать юрисдикцию ряда советских, а затем российских островов — Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты и Медного, однако Белый Дом отказывал в официальной поддержке этих претензий, понимая все сопутствующие риски.
Как напомнил сам Дэнс, нынешний президент США Джозеф Байден тридцать лет назад руководил в сенатском комитете обсуждением этого вопроса. И американские сенаторы не согласились с требованиями Аляски, потому что в Вашингтоне понимали их несостоятельность и нелепость.
Проблема в том, что современная внешняя политика США целиком построена на эскалации международных отношений. А это создает угрозу для мира и безопасности. Не только в Европе, но даже в отдаленных районах Арктики.