Найти тему
Книговерт

Повесть-хроника Галины Василевской «Прощай, Грушовка!» о жизни белорусской семьи в немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны

В аннотации говорится, что эта повесть – о героической юности и партизанской борьбе с оккупантами. Да, об этом тоже, но, на мой взгляд, она больше, шире, чем только о партизанской борьбе и героизме. В центре повествования – семья, ведётся оно от лица девочки, которой в начале войны было 12 лет, и которая напрямую в героической борьбе не участвует.

Об этой книге я вспомнила случайно. Читала её в детстве, тогда она меня очень впечатлила. Захотелось найти и перечитать. Осложнялось всё тем, что я не помнила ни автора, ни название книги. Помнила только имя главной героини – Таня. Думала, что помню и фамилию – Грушовская, но, как выяснилось потом, в памяти у меня всё перепуталось. Грушовка – это название посёлка, расположенного на окраине Минска. В этом посёлке и жила Таня с родителями, бабушкой и старшим братом Витей.

Автор повести, Галина Василевская, в годы войны тоже жила в Минске и на момент её начала была чуть старше свой героини.

Начинается повесть со вступления, в котором Таня предстаёт перед нами взрослой женщиной. Война давно закончилась, у Тани уже выросли собственные сыновья. Думаю, это вступление будет не до конца понятно подросткам (книга адресована читателям среднего школьного возраста), но основная часть книги зайдёт на отлично. Правда, меня берут сомнения, что современные подростки читают такие книги. Жалко, не вспомнила о ней, когда мои дети были в подростковом возрасте, так бы проверила)

Перед тем как начать писать отзыв, перечитала вступление ещё раз, чтобы уточнить некоторые моменты. Во второй раз, после того, как я "прожила" с героями три года оккупации, оно воспринялось иначе, пробрало до глубины души, где-то там внутри себя я даже всплакнула. Но не думайте, что повесть такая тяжёлая, нет. Конечно, в ней есть место тревоге, опасности, горю, потерям (война же), но, так как рассказчик – 12-летняя девочка, подано всё это, я бы сказала, в облегчённом виде, без нагнетания тяжёлых эмоций. В каком-то смысле книга даже напоминает приключения: вот Таня спасает советского пленного, представившись его дочерью, вот – расклеивает ночью с братом листовки, вот – идёт с мамой в деревню, чтобы выменять вещи на продукты, а вот её чуть не угоняют на работу в Германию…

Как я уже говорила, в подпольной борьбе Таня не участвует. Этим занимается её брат Витя. Она бы и рада, ей очень хочется помогать Вите и его друзьям, но брат не посвящает Таню в свои дела (только однажды зовёт расклеивать листовки).

В подростковом возрасте я, конечно же, была в восторге от Вити, как и его сестра. Перечитывая эту книгу сейчас, больше думала об их матери. Как она только выдержала всё это? Во-первых, надо было чем-то кормить семью: двоих детей, мужа-инвалида, старушку-мать. Во-вторых, постоянная, круглосуточная тревога за детей. Наступил комендантский час, а сына нет. Он связан с партизанами, его могут арестовать в любой момент. Дочь хотят угнать в Германию – надо спасать дочь. Сына всё-таки арестовали – надо всеми правдами и неправдами вытаскивать сына…

Не могу согласиться, что повесть «Прощай, Грушовка» адресована только подросткам. Она подойдёт и взрослым. Подростки прочитают её по-своему, взрослые по-своему – и тех, и тех она не оставит равнодушными. К тому же, мне кажется, некоторые интересные детали дети просто не заметят. Например, я обратила внимание (и это даже стало для меня открытием), что на захваченной территории немцы вели культурно-просветительскую работу, конечно, пронацистскую. Открывались школы, создавались молодёжные организации, печатались газеты, вещало радио. И что особенно удивило, работали кинотеатры.

Это была третья подряд прочитанная мной книга о войне. Думаю, хватит. Пора сменить тематику, а то это уже какой-то мини-марафон получается.

Кстати, о книжных марафонах. Вы любите в них участвовать? Устраиваете для себя какие-нибудь маленькие личные марафоны?