В интернете ничто не проходит бесследно. Из всемирной паутины невозможно раз и навсегда удалить какую-то информацию, даже оперируя при этом силами юристов и огромными бюджетами. Почему так? Людям свойственно любопытство и склонность к возмущениям по поводу того, что кто-то хочет им что-то запретить.
Ситуация: в Сети появилась какая-то нежелательная информация о знаменитости, поднялся скандал, знаменитость требует удалить компромат, но пользователи уже кропотливо растащили по углам запретную информацию и будут хранить ее, смакуя время от времени. У этой ситуации есть вполне научное название — эффект Стрейзанд или эффект Барбары Стрейзанд.
В 2003 году в Сети появилось больше 12 000 фотографий калифорнийского побережья, сделанных фотографом Кеннетом Адельманом в рамках правительственного проекта по изучению эрозии почвы. На одном из фото с воздуха оказался виден особняк Барбары Стрейзанд — американской певицы и актрисы.
К тому моменту, когда Стрейзанд заметила это фото и напустила на фотографа и сайт, на котором размещались фотографии, адвокатов, оно имело всего 6 скачиваний, причем 2 из них принадлежали ее юристам. Уже через месяц после начала судебного процесса это фото набрало почти полмиллиона просмотров. А все потому, что вокруг этого дела началась активная шумиха в СМИ. Именно тогда и появился термин «эффект Стрейзанд», означающий привлечение внимания публики к нежелательной информации, который только усугубляет ситуацию.
Пример:
Пример, о котором все мы знаем не понаслышке. В апреле 2018 года Роскомнадзор принял решение о блокировке известного мессенджера Telegram за неподчинение их требованиям. К чему это привело? Правильно, к многомиллионным скачиваниям мессенджера на свои устройства людей практически всех возрастов. Даже Следственный комитет России завел там свой официальный канал.
Как отметил сам основатель Telegram Павел Дуров: «По данным на май 2020 года, из 400 млн ежемесячной активной аудитории Telegram не менее 30 млн были из России. Это означает, что наш рост в России соответствовал росту в других странах. Проще говоря, запрет не сработал».
Как видим, это еще одно из классических проявлений эффекта Стрейзанд.